Гирш Наиля
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Задержка психического развития – это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Необходимо подчеркнуть, что понятие «задержка психического развития» является более дифференцируемым, чем «трудности в обучении». Оно не включает ни педагогическую запущенность, ни специфические речевые нарушения, ни отставание в психическом развитии вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата (Т. А. Власова, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер).
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
История исследования детей с задержкой психического развития имеет глубокую традицию. Подобные дети описывались под разными названиями: «отстающие в педагогическом отношении», «псевдонормальные», «запоздавшие». В отечественной психолого-педагогической литературе В. П. Кащенко дети с задержкой психического развития обозначались как «слабоодарённые дети», «умственно недоразвитые», находящиеся между дебилами и нормальными детьми (П. П. Блонский). По отношению к этим детям, дефектологи Бельгии употребляют термин «лёгкая степень умственной патологии». Они отмечают, что это не однородная группа. Сюда относятся те, кто по причине ранних неврозов и отклонений развивался заторможено и затем стал функционировать на более низком уровне.
Термин «задержка» подчёркивает временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространённых форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребёнка в подготовительной группе детского сада или школе, особенно в возрасте 7 – 10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.
В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности.
В 1966 году М. С. Певзнер была опубликована классификация ЗПР, включающая следующие клинические варианты:
- психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте;
- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;
- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции. [14, С. 91]
В последующие годы при обследовании детей, испытывающих трудности в обучении и обладающих слабовыраженными отклонениями в развитии, клинический диагноз задержки психического развития всё чаще ставился в случаях, когда эмоционально-волевая незрелость сочеталась с недостаточным развитием познавательной сферы неолигофренической природы.
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, М. С. Певзнер и Т. А. Власовой были выделены следующие:
1. Неблагоприятное течение беременности, связанное:
- с болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп); хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
- токсикозами, особенно во второй половине беременности; токсоплазмозом;
- интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
- несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.
2. Патология родов:
- травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких, как щипцы, например;
- асфиксия новорожденных и ее угроза.
3. Социальные факторы:
- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет, так и в более поздние возрастные этапы. [17, С. 82]
Комплексное изучение детей с задержкой психического развития сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО, Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер и С. Г. Шевченко, а также др. исследователями: Н. Ю. Боряковой (1983 г., У. В. Ульенковой (1990 г.) и др, показало, что у детей с задержкой психического развития снижена познавательная активность, замедленен приём и переработка информации.
В настоящее время существует несколько классификаций пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Одна из первых классификаций принадлежит Г. Е. Сухаревой, которая, исходя из этиопатогенетического принципа, выделила формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития :
- интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;
- интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
- нарушения при различных формах инфантилизма;
- вторичная интеллектуальная недостаточность, в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма;
- функционально – динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдалённом периоде инфекций и травм центральной нервной системы.
- Задержка психического развития психогенного происхождения. Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы). ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при нормальном развитии личности по типу психической неустойчивости (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979; и др., чаще всего обусловленной явлениями гипоопеки, когда родители не создают ребёнку условия для развития познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Вариант аномального развития личности по типу «кумира семьи» обусловлен, наоборот, гиперопекой, при которой ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для детей, имеющих данный тип ЗПР, на фоне общей соматической ослабленности характерно общее снижение познавательной активности, повышенная утомляемость и истощаемость. Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку, другим членам семьи. В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая. Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке развития и познавательной деятельности.