Елена Васильевна Шакирова
Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Утеряны многие семейные традиции, дающие ребенку наполненную глубоким духовным смыслом эмоциональную жизнь. Все большее значение приобретают программы с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращают живое человеческое общение и так необходимое ребенку дошкольнику эмоционально-чувственное познание окружающего.
Публикация «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Учитывая эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей. Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Сказка непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки – научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум. В увлекательной, одновременно в доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей их поступки, судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Восприятие сказки, переживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, одновременно, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, его воображение.
Сказка! Как много хороших воспоминаний связанно с ней у каждого из нас! Все мы знаем с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает взрослого. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.
Задачи которые может решить сказка :
повышение мыслительной и эмоциональной активности;
снятие физической и психической напряженности;
совершенствование речевых навыков;
развитие психических процессов и творческих способностей.
Читая сказки детям дополняю их элементами собственного сочинения, тем самым формируя у детей образное мышление, расширяя представление об окружающем. Постепенно ребенок включается в процесс: вначале рассматривает картинки, затем звукоподражаниями назвать героев, договаривает конец знакомой фразы и, наконец пересказывает сказку. Позднее он уже способен сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям, замечать изменения в сюжетной линии.
Основные методические приемы.
Совместное рассказывание сказки. Педагог произносит текст и интонационно выделяет звукоподражания, которые ребенок должен повторить при совместном пересказывании сказки.
Драматизация сказки. Походу чтения педагогом ребенок должен выставлять на стол фигурки (картинки) тех персонажей о которых говорится в сказке, а затем с их помощью обыграть сюжет. Драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его.
Артикуляционная гимнастика. Проводится с обыгрыванием определенных качеств сказочных персонажей. Каждому персонажу приписывается определенное движение органов, принимающих участие в артикуляции, ярко его характеризующее.
Рисование сказки. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивании сказки. Внимательно всматриваясь в детский рисунок, анализируя его содержание, характер его изображения, средства выразительность взрослые могут узнавать, кто из героев вызвал у ребенка эмоциональный отклик, понравился ему. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которое сказка оказывает на детей, тем разнообразнее их рисунки.
Умелое проигрывание сказок позволяет создавать радостное настроение, устанавливать эмоциональный контакт с детьми, активизировать речевое общение, организовать ненавязчивое воспитательное воздействие, эффективно пополнять запас знаний и сведений об окружающем.
Важным аспектом является тесный хорошо налаженный контакт с родителями. Для этого проводится анкетирование родителей («Есть ли у вашего ребенка любимые сказки?», «Любимый сказочный персонаж», «Читаете ли вы своему ребенку сказки? Какие?» Оформляются книжные выставки, стенды «Моя любимая сказка», «Сказки наших детей», «Волшебная книга сказок». Через проигрывание, чтение сказок дети наиболее полно выражают себя, приближаясь к миру взрослых, открывают свой внутренний мир.
Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.
Занятия позволили обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты. Также были расширены представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру, что заметно содействовало эмоциональному развитию детей, развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.