Татьяна Михайловна Лопатина
Консультация «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — залог их эмоционального благополучия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – залог их эмоционального благополучия»
С введением ФГОС ДО в нашем детском саду приоритетным является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и в том числе их эмоциональное благополучие. Одним из главных направлений в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. У них агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Наблюдения показывают, что даже самый знающий, самый талантливый ребенок не будет успешным, если имеет низкую самооценку, не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками и взрослыми, не умеет вести диалог и отстаивать свою точку зрения, не умеет решать конфликтные ситуации. Главной целью нашей работы является воспитание инициативного, самостоятельного, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, творческого современного человека.
Публикация «Консультация „Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — залог их эмоционального благополучия“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Важнейшим фактором, влияющим на его эмоциональное состояние и развитие, является окружающая среда. Развивающая среда должна быть оформлена эстетично, вызывать интерес у детей. Все материалы и пособия должны быть красочными, постоянно обновляться, так как всё новое вызывает ещё более устойчивый интерес. Организуя среду у нас в группе, мы ориентируемся на создание не столько предметно – развивающей, сколько эмоционально – развивающей среды, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально – чувственной сферы.
Одной из отличительных особенностей ФГОС ДО является изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство, а совместная (партнёрская)деятельность взрослого и ребёнка.
В соответствии примерной программой дошкольного образования мы создаем в детском саду различные возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностно-развивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Помогаем детям распознать эмоциональное переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания, что способствует формированию у детей представление о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др., таким образом создавая условия освоения ребёнком этических правил и норм поведения.
Мы предоставляем детям возможность выразить свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта. Эти возможности свободного самовыражения играют ключевую роль в развитии речи и коммуникативных способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно выражать свои мысли, называют готовность принятия на себя ответственности в соответствии с уровнем развития. Что важно для речевой группы.
Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка. Этапы комплексной работы включают в себя: создание доверительных отношений в группе, использование игр и упражнений сенсомоторного блока, активное использование игр по правилам, эмоциональное насыщение.
В своей практике я использую различные игры и упражнения:
- игры на сближение, которые помогут преодолеть трудности в общении развитию сплочённости группы. Например: «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Клеевой дождь», «Комплименты», «Дружба начинается с улыбки», «Хорошие новости»;
- разнообразные этюды проводятся под сопровождение музыки, которые формируют положительные чувства и эмоции, способствуют развитию эмпатии, внимания, памяти, мышления, речи;
- игры – массажи с использованием разнообразного материала, дыхательные гимнастики, пальчиковая гимнастика, артикуляционные упражнения способствуют развитию мелкой моторики, развитию правильной речи, стимулируют развитие творческих способностей, побуждают фантазию, воображение;
- игры – перевоплощения, элементы драматизации, кукольный театр, игры - имитации создают хороший фон для развития у детей фантазии, развивают актёрские способности;
- графическое изображение эмоций поможет расширить знания об эмоциях;
- игры на снижение тревожности, упражнения на расслабление, релаксация формируют положительные чувства и эмоции, воображение.
- проведение «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимание.
- применение физкультминуток, релаксационных пауз во время организованной образовательной деятельности.
В нашей группе создан стенд «Домик настроения», где дети, приходя в детский сад, выставляют свою фотографию в окошечко, отражающее какоё у него сегодня настроение. В течение дня у него может меняться настроение. Например: пришел в детский сад с грустным настроением, а в течении дня настроение у него поменялось, ребёнок меняет в домике своё настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку.
Чтобы научить дошкольников здороваться, поднимать своё эмоциональное настроение, нами был изготовление уголок «Здравствуйте, я пришёл!» Это ещё одна замечательная возможность получить теплые эмоции, поприветствовать, пожелать здоровье и удачи всем-всем-всем!
Также у нас в группе имеется «Коврик злости» он помогает детям избавиться от гнева. Ребенок разувается, заходит на коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
«Мешочек радости» изготовлен из малинового материала с соответствующим изображением эмоции хорошего настроения. «Мешочек грусти» изготовлен из черного материала с соответствующим изображением эмоции плохого настроения. Мешочки завязаны тесемками. Если у ребенка плохое настроение, он может взять мешочек и «сложить» в него обиды, злость. Потом из другого мешочка берет хорошее настроение, смех, улыбку, радость.
«Корзинка с клубочками разноцветных ниток»
Цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приемов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубок ребенок успокаивается.
Массажные мячи – «ежики». Необходимо обучать детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.
«Зеркало настроения» - зеркало, к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию. Кроме того, если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться - настроение обязательно улучшится.
Игра «Мимический кубик»
Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Этот кубик – палочка выручалочка в развитии эмоционального мира детишек, они очень любят с ним играть. Вариантов использования такого кубика очень много.
Первый вариант: Один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и мимике выпавшую на кубике эмоцию, а остальные участники угадывают ее, затем картинка на кубике показывается остальным.
Второй вариант: Дети делятся на две группы: одни получают кубик, другие – карточки с изображением эмоций (пиктограммы).
Ребенок первой группы кидает кубик и изображает эмоцию, а ребенок второй группы – выбирает карточку-пиктограмму, ей соответствующую.
Третий вариант: Дети произносят какую-либо фразу с интонацией, выпавшей на кубике. Например, фразу: «Скоро наступит весна».
Можно поделиться на группы: ребята первой группы кидают по очереди кубик и произносят отдельные фразы или фразы из стихотворений (например, А. Барто «Наша Таня громко плачет», каждый своей интонацией, какая ему выпала на кубике. Ребята второй группы отгадывают эмоцию. Затем группы меняются заданиями.
Четвё ртый вариант: К «Мимическому кубику» добавляется кубик с изображением животных.
Дети кидают оба кубика и произносят отдельные фразы или фразы из стихотворений, подражая голосу выпавшего животного и изображая его настроение (например, говорят фразу «Завтра я иду в гости» так, как сказала бы грустная лиса).
Пятый вариант: к «Мимическому кубику» добавляется кубик с изображением каких-либо действий.
Дети кидают оба кубика и изображают действие с определённым настроением (например, гладят бельё с сердитым настроением). По ходу игры с детьми идёт обсуждение, почему можно быть сердитым во время глажки белья…
Четвёртый и пятый варианты игры наиболее сложные, их можно проводить тогда, когда дети научились справлять с заданиями каждого вида кубика по отдельности.
Уголок уединения в группе - это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.
«Коробка- мирилка» помогает ребятам помирится после ссоры. Здесь дети проговаривают мирилки.
«Стаканчик для крика» Представляет собой непрозрачный стакан темного цвета, красиво оформленный. Например, если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уединенный уголок и оставить все «плохое», всю свою злость, гнев в этом волшебном стаканчике. После того, как ребенок выговорится, стаканчик плотно закрывается и прячется.
«Уголок именинника» дарит яркие, положительные эмоции. Под каждой фотографией с буквой крючок, когда у ребёнка День рождения на крючок вешается красивый мешочек и дети могут в этот день порадовать именинника маленькими подарочками.
«Сухой дождь»
Это оборудование способствует психологической разгрузке, развитию тактильных ощущений, дополнительной сенсорной стимуляции органов зрения и осязания, закреплению названий цветов, помогает восприятию пространства и своего тела в этом пространстве.
«Сухой дождь» помогает в регулировании эмоциональных состояний.
Организация выставок «Моё творчество» результат нашего творчество
Кроме игр, для развития эмоциональной сферы, я провожу целенаправленную совместную организованную образовательную деятельность. В часть формируемой участниками образовательных отношений, входит программа «Мир моих эмоций» разработанная в соответствии с ФГОС ДО, на основе программы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» (Князева О. Л., Стёркина Р. Б.) Программа составлена для работы с детьми младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста, а также с учётом возрастных и психологических особенностей детей с нарушением речи. Работа по программе строится по следующим направлениям. Создание игровых ситуаций по развитию социально-эмоциональной сферы. В младшем дошкольном возрасте по теме «Я и окружающие», в среднем возрасте – «Удивляюсь», злюсь, боюсь, грущу и радуюсь», в старшем возрасте – «Я + Ты = Мы», в подготовительной к школе группе – «Я учусь владеть собой». Особая специфика Программы состоит в том, что конкретно запланированная тема изучается с детьми не в рамках занятия, а через организацию игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы, подгрупповое или индивидуальное общение и т. д. Для большей эффективности, максимально используются разнообразные формы работы: специально созданные игровые ситуации, игры и развлечения, отдельные режимные моменты, связанные, например, с организацией питания (культура поведения за столом, проведение гигиенических процедур и т. д. В реализации Программы участвуют все специалисты детского сада и родители воспитанников.
Помимо совместной деятельности педагога и детей по развитию эмоциональной сферы дошкольников благодаря совершенствованию предметно-развивающей среды и реализация Программы «Мир моих эмоций» по социально-эмоциональному развитию, выполненных педагогами совместно с детьми и родителями, получили возможность организации самостоятельной деятельности детей в данном направлении. Реализация рабочий программы осуществляется и во время прогулок. На территории детского сада создана «Поляна эмоций»
В основе моей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым…
В завершении мне хотелось бы пожелать всем детям эмоционального благополучия в семье и в стенах детского сада, а коллегам - творческих успехов в нашем общем деле!
Спасибо за внимание!