Халилова Лемара
Развитие экологических представлений у дошкольников посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Живая природа – это многогранный, удивительный, сложный, мир. На этапе дошкольного возраста дети получают первоначальные знания о природе, накапливают представления о разных формах жизни живых объектов природного сообщества, у них развиваются первоосновы экологического сознания, мышления и тем самым закладываются начальные элементы экологической культуры. На ребенка природа оказывает огромное влияние, поэтому очень важно, с раннего возраста закладывать у него первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых и неживых организмах.
Публикация «Развитие экологических представлений у дошкольников посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, в процессе игры он готов открыть мир для себя и себя миру. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также подчеркнуто, что реализация всех программ дошкольного образования, должна проходить в специфической для детей деятельности, а именно, в игре. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях процесс познания и накопления опыта регулируется целенаправленной педагогической работой.
О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А. И. Грехова, В. А. Дрязгунов, Г. В. Кирикэ, Л. П. Молодова, и др. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
С. Н. Николаева отмечает в своих работах, что развитие экологических представлений - необходимое условие для выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя [5]. В то же время экологические представления - это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом. [25, c. 101].
Дидактические игры экологического содержания - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Главное что, объединяет игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания, а так же выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.
Дидактические игры экологического содержания формируют у детей положительную мотивацию к овладению экологическими представлениями. Воспитанники усваивают нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, овладевают экологическими представлениями, связанными с личной причастностью их к решению экологических проблем своего ближайшего окружения, а также у них формируется интерес к природным объектам и явлениям, появляется потребность в общении с представителями животного и растительного мира.
Использование дидактических игр в развитии экологических представлений дошкольников осуществляется в три этапа:
1 этап - воспитатель подготавливает дидактическую игру. Отбирает подходящую дидактическую игру, которая соответствует задачам воспитания и обучения. Определяет удобное время и место проведения игры, подготавливает нужный дидактический материал. Необходимо подготовить детей к игре, заранее объяснить материал, который поможет решить детям игровую задачу.
2 этап - проведение самой игры, которое включает в себя ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (через показ предметов, картин, проведение краткой беседы, в ходе которой уточняются знания и представления детей о природных явлениях); объяснения хода и правил игры.
3 этап - воспитатель анализирует весь процесс игры (все ли дети были задействованы, какие приемы подготовки и проведения игры были самыми наилучшими, что больше всего детям понравилось - это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры).
Очень важно, что воспитатель обязательно должен играть с детьми, чтобы на своем примере показывать: как нужно играть - это помогает быстрее овладеть навыками данной игры. Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в игру сказочного персонажа (Старичка – Лесовичка, Дедушки Зная и др., который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят. Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций. Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
Рассмотрим основные виды дидактических игр :
1) Игры с природным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с природой. Природные материалы (семена, листики, камушки, разнообразные цветы, шишечки, ветки с разных деревьев, овощи, фрукты и др.) Игры можно проводить в группе (в экологическом уголке, на прогулках.
Дидактическая игра «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб».
Дидактическая задача : найти дерево по названию.
Игровое действие: бег к названному (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).
Правило: бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».
Ход игры : воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.
Дидактическая игра «Кто быстрее угадает растение, дерево».
Дидактическая задача : найти предмет по описанию.
Игровое действие: угадывание растений по описанию.
Правило: искать растение, дерево можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры : воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация). Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог. Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве, о котором говорят, что – либо спрятать.
Дидактическая игра «Цветочный магазин».
Дидактическая задача : закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Наглядный материал: картинки с изображением овощей.
Предварительная работа : Воспитатель рассказывает: «Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём помидоре».- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горох, морковь, картофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. - Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав. - Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель.
Ход игры : Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
2. Настольные дидактические игры. Интересное занятие для детей при ознакомлении с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они очень разнообразны: «лото», «домино», парные картинки».
В это лото играют по традиционным правилам: все фишки складываются в мешочек, а игрокам выдаются карточки. Ведущий достает фишки из мешка, а игроки накрывают ими совпадающие картинки на своей карточке. Выигрывает тот, кто первым закроет фишками все картинки.
3. Словесные дидактические игры. Такие игры строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают их по описанию; находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Дидактическая игра «Ромашка»
В игре используется волчок. Вокруг него раскладываются предметные картинки. Волчок раскручивается. Когда стрелка укажет на один из объектов кто-то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель игры : учить с помощью стихотворного текста представлять изменения в природе по сезонам года; развивать память, мышление, воображение; прививать любовь к природе.
Таким образом, формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Список литературы:
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – М., 1992. – 150 с.
2. Калиниченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольника / А. В. Калиниченко, Н. В. Кондрашова. - М: Айрис-Пресс, 2014. – 127 с.
3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 2004. – 263 с.
4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений / С. Н. Николаева. – М. : «Академия», 2002. – 336 с.
5. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. - М. : Педагогика, 2006. – 326 с.