Бувакина Ольга Олеговна
Статья на тему «Развитие временных представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития временных представлений у дошкольников всегда привлекала внимание педагогов и психологов.
Время есть отражение вечного, природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Публикация «Статья на тему „Развитие временных представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Актуальность проблемы можно объяснить тем, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Не следует забывать о том, что дошкольник - это ребёнок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых не развиты временные представления.
Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированность временных представлений у детей дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребёнка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность, умение планировать свою деятельность и т. д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе. На это указывают многие педагоги-исследователи. (Т. Д. Рихтерман, А. А. Столяр, Р. Л. Непомнящая и др.)
Но вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят : «Если время есть, покажи мне его».
И в педагогической практике встаёт вопрос, как ребёнку показать время. Время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность разнообразных видов деятельности.
Исследования представлений ребёнка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др., так и в отечественной педагогике (Т. Д. Рихтерман, Рубинштейн, Р. Л. Непомнящая и др., однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребёнка данных представлений.
Кроме того в практике работы нередко происходит формальное усвоение детьми временных категорий, ориентация на их заучивание. Использование методики многократного повторения материала (чаще словесного) без осознания смысла и понимания взаимосвязи негативно сказывается на процессе дальнейшего развития временных представлений у детей в школе.
Таким образом, мы можем говорить о том, что проблема развития временных представлений у детей 3-4 лет и поиск эффективных форм организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является сегодня актуальной.
В группах младшего дошкольного возраста, несомненно, должны преобладать игровые образовательные ситуации в процессе организации математической деятельности. Тем самым реализуется положение федерального государственного образовательного стандарта о ведущей роли игровой деятельности в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении. И это соответствует возрастным особенностям детей 3-4 лет. Игровой сюжет, активизация каждого ребенка, возможность самостоятельного активного действия способствует заинтересованности детей. Они гораздо успешнее воспринимают и осваивают математическое содержание в ходе игровых ситуаций.
Анализируя методическую литературу по проблеме нашего исследования, мы пришли к выводу, что в настоящее время недостаточно методических разработок и рекомендаций по использованию игровых образовательных ситуаций для развития временных представлений у детей 3-4 лет.
В связи с этим наблюдается противоречие между стремлением педагогов работать в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, реализовывать новые формы образовательного процесса и неумением педагогов максимально использовать возможности игровых образовательных ситуаций для развития временных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы послужила основанием для выбора темы нашего исследования «Игровые образовательные ситуации как форма организации педагогического процесса по развитию временных представлений у детей младшего дошкольного возраста».