Получи документы

Отчет учителя-дефектолога «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»

Татьяна Панина
Отчет учителя-дефектолога «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»

У детей с ЗПР наблюдаются трудности в процессе восприятия, недостаточно развита память (непроизвольная и произвольная, отставание в мыслительной деятельности, дети не владеют интеллектуальными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием, наблюдается отставание в развитии всех форм мышления (наглядно-действенного, словесно-логического) и исходя из этих особенностей развития детей с ЗПР необходимо всю коррекционную работу строить так, чтобы детям был изучаемый материал интересен, доступен, полностью усваивался и давал толчок к развитию словесно-логического мышления.

Публикация «Отчет учителя-дефектолога „Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах

Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойства предметов и явлений и целостного восприятия этих явлений и предметов в пространстве и времени. Далее следует переходить к формированию представлений о пространстве и времени, начиная работу с развития понимания, а затем отражения в устной речи пространственных и временных отношений.

После обследования детей с ЗПР группы «Цветик-Семицветик» в начале учебного года обнаружился низкий уровень сформированности пространственно-временных представлений, что свидетельствует о недоразвитии процессов пространственного анализа и синтеза. Все дошкольники с ЗПР, в разной степени, испытывают затруднения при выполнении заданий и необходимости осуществить вербальный отчет о проделанном результате.

Коррекционная работа была направлена на формирование у детей с ЗПР дошкольного возраста пространственно-временных представлений (о направлениях пространства, пространственных отношениях, о временных единицах).

Она осуществлялась в игре и в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять пространственные признаки, подвергать их анализу, устанавливать между ними сходство и различие, обобщать их, обозначать словами.

При обучении организовывались наблюдения детей за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять пространственные признаки.

В результате проведенных занятий у детей с ЗПР значительно улучшилась пространственная ориентировка : дети проявляют умение не только ориентироваться в правой и левой стороне у себя и у собеседника, но и определять направления по словесной инструкции, и определять стороны на изображениях. Заметное продвижение отмечается у них и в умении ориентироваться на плоскости листа, размещать рисунки в заданном месте на листе бумаги.

Знакомство с единицами времени необходимо осуществлять в последовательности и системе, чтобы знание одних интервалов времени служили бы основой для ознакомления со следующими интервалами, а также раскрывали детям существенные характеристики времени: её текучесть, непрерывность, необратимость. Какие же существуют меры времени? Это минута, час, сутки, неделя, месяц, год.

Знакомство с единицами времени я начинаю с понятия «сутки». Понятие «сутки» делю на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Во время обследования детей, я обратила внимание на то, что дети определяют их по своей деятельности, характерной для данного отрезка времени. Легче дети показывают свою деятельность днём и ночь, труднее утром и вечером.

Дети с задержкой психического развития, как правило, имеют узкое представление о временах года, их характерных особенностях, последовательности их смены друг за другом. Поэтому с самого начала учебного года я проводила посезонно работу над уточнением и закреплением каждого времени года.

Следила за поэтапным изменением в природе (осень ранняя, поздняя, начало зимы, зима в полной своей красе, весна ранняя, весна поздняя, начало лета, лето в разгаре).

Важно, как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к пониманию значения и использованию слов: завтра, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого. Это имеет существенное значение для понимания логики временных отношений.

В подготовительной группе на основе имеющихся у детей знаний начинаю знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцами, годом.

На каждом занятии ежедневно называем текущий день недели, а также обговариваем какой, день недели был вчера, какой будет завтра. Когда дети научились считать по порядку, название дня недели начинала связывать с его порядковым номером. Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями. Семь суток составляет одну неделю. Заканчивается одна неделя, начинается вторая, затем третья, затем четвёртая. и т. д. Прошли 4 недели, закончится 1 месяц, начинается другой месяц и опять всё в том же порядке. Прошли 12 месяцев (4 времени года) - закончится один год. И опять начинается другой год и всё опять сначала.

Работа с календарём крайне необходима. Она облегчает детям ориентировку в окружающей действительности, распорядок жизни в детском саду и дома. С помощью календаря определяется время праздников (их наступление). Календарь помогает логически осознать последовательность смены времён года, месяцев, дней недели. С помощью календаря наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени.

Коррекционная работа, направленная на развитие у детей с ЗПР дошкольного возраста пространственно-временных представлений способствует улучшению понимания и способности свободного оперирования данными категориями в устной речи. На речемыслительном уровне выявлена положительная динамика в формировании пространственного мышления, понятия о пространстве и времени стали более адекватными, обобщенными в связи с включением операций сравнения, то есть становятся опосредованными.

Следует отметить, что уровень результатов не достиг уровня нормы, системная речевая патология, присущая детям с ЗПР носит стойкий характер и преодолевается с трудом. Очевидно, что коррекционное воздействие должно быть более длительным и интенсивным и начинаться на более ранних этапах развития, что позволит лучше подготовить детей к усвоению школьной программы.

Пространственные представления являются базисом, над которым надстраиваются необходимые для успешного обучения в школе навыки: письмо, счет, чтение. В связи с этим становится понятным, что у детей с ЗПР, несформированность пространственных представлений, у которых заметна уже в дошкольном возрасте, находятся в группе риска школьной неуспеваемости. Отсюда ясна необходимость проведения ранней коррекции недоразвития пространственных функций.

Несмотря на имеющуюся слабость пространственно-временных представлений, дошкольники с ЗПР достаточно хорошо используют организующую помощь и могут перенести усвоенные способы решения на аналогичные задания. Поэтому можно говорить у этих детей о наличии значительных потенциальных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы.

Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в системе работы игры и упражнения.

Необходимо формировать пространственно-временные представления не только в специально-организованных формах, но и на прогулках в игре, самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, развитию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР будут способствовать различные дидактические средства (модели, дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, музыкальные произведения и др., которые могут использоваться в процессе образования в детском саду и в семье.

Благодаря целенаправленной и систематической работе наблюдается положительная динамика в формировании пространственно-временных представлений. Игры и упражнения, способствовали расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволяло нашим детям овладеть пространственно-временными представлениями не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.

Ранняя диагностика и коррекция помогли добиться больших успехов и приблизить двоих детей с ЗПР к возрастной норме, и они выпускаются в общеобразовательную школу.

Следует отметить, что не все дети ЗПР группы «Цветик-Семицветик» достигли уровня развития возрастной нормы, поэтому следует продолжить работу для наилучших результатов.

Публикации по теме:

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Годовой план учителя-дефектолога Годовой план работы учителя-дефектолога Содержание работы Цель Категория Сроки проведения Контроль 1 Организационная работа Подготовка кабинета.

Использование индивидуальных фотографий детей в расширении пространственно временных представленийИспользование индивидуальных фотографий детей в расширении пространственно временных представлений Основные направления работы: Сформировать знания о количестве дней недели Закрепить названия дней недели.

Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий.

Консультация «Кабинет учителя-дефектолога» .

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста» Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста» МБДОУ "Детский сад №93" г. Владимир Воспитатель:.

Особенности развития временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР .

Презентация к проекту «Развитие временных представлений у дошкольников 3–4 лет» Решению данной проблемы способствует использование наиболее продуктивного и перспективного метода – метода проектной деятельности, который.

Рекомендации учителя-дефектолога Подготовка ребенка к упражнениям для определения остроты зрения. Подготовка ребенка к проверке остроты зрения проводится на специальном.

Эссе учителя-дефектолога Эссе учителя-дефектолога Терещенко Ирины Николаевны учитель-дефектолог МБДОУ д/с №73 первой категории г. Златоуст Я учитель-дефектолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет учителя-дефектолога «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»
Опубликовано: 30 мая 2018 в 16:25
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет учителя-дефектолога «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Панина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД