Лазарева Ирина
Изучение сформированности временных представлений у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Актуальность исследования. Математика- одна из наиболее важных областей знания современного человека в том числе и дошкольника. Познавательному развитию уделяется большое внимание в дошкольном учреждение, так как оно предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, пространстве и времени. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями [7, с 3]. Раздел «Ориентировка во времени» занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста.
Публикация «Изучение сформированности временных представлений у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Средняя группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Формирование элементарных математически и представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. [6, с 1].
Представление– это документ, содержащий предложение о назначении, перемещении или поощрении личного состава, а также рекомендацию определенных действий и мероприятий по вопросам деятельности учреждения [5].
Время — это прежде всего философская категория, в то же время это актуальная психологическая и педагогическая проблема. С материалистических позиций время, как и пространство, определяется как форма существования материи. [2, с 209].
Под развитием временных представлений у дошкольников понимается как одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники воспринимают его специфическим образом (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. М. Леушина, Т. А. Мусейибова, Т. Д. Рихтерман, Е. И. Щербакова и др.).
Временные представления и понятия отражают явления внешнего мира, а временные отношения - реально существующие отношения процессов в объективном мире. Отражение времени выступает в двух основных формах: чувственной и логической. Развитие у человека восприятия времени связано с опытом, а не является «данным свыше», «готовым от природы» (В. М. Бехтерев). Как отмечают И. М. Сеченов, И. П. Павлов, временные представления образуются на почве всякого ритмического процесса. Дошкольникам жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Способность у детей регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Как утверждала А. А. Люблинская «Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни» [1, с. 146].
Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Она рекомендовала использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени [3, с. 56].
Вопросами и проблемами сформированности временных представлений у детей дошкольного возраста занимались такие известные педагоги-исследователи, как Е. И. Щербакова[2] ,А. М. Леушина [4], Ф. Н. Блехер [3], В. П, А. А. Столяр [6], Т. А. и другие.
В программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, формирования временных представлений у дошкольников 4-5 лет в разделе «Ориентировка во времени» предлагаются задачи по расширению представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Данное исследование обусловлено необходимостью изучения сформированности временных представлений у дошкольников 4-5 лет. При выявлении уровня развития временных представлений у детей среднего дошкольного возраста мы опирались на критерии, разработанные П. Г. Саморуковой. Показатели определены в соответствии с разделами программы «От рождения до школы» и учётом исследуемого возраста детей.
Критерии и показатели сформированности временных представлений
у детей среднего дошкольного возраста
Критерии Показатели
Полнота Характеризуют объем представлений детей, т. е. меру соответствия представлений о времени у дошкольника программе.
Ребенок знает и называет части суток; определяет вчера, сегодня, завтра;
Гибкость – умение оперировать представлениями в новых условиях, находить новые способы решения задач;
– перенос усвоенных знаний в жизненные ситуации
Доказательность – умение обосновывать свои ответы; умение ответить на вопрос: «Почему ты так думаешь»?
– осмысленность и понимание умения последовательно и обоснованно аргументировать решение учебной задачи;
– умение устанавливать причинно-следственные связи.
Оценка проявления критериев развития представлений об объеме
у детей 6–7 лет
Критерии Параметры оценки
Полнота За полный и правильный ответ – 2 балла
За неверный ответ – 1 балл
За отсутствие ответа – 0 баллов
Гибкость Соответствует норме: все карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в названии частей суток нет – 2 балла.
Ниже нормы: последовательность карточек правильная, ошибки в названии частей суток или наоборот – 1 балла.
Низкий уровень: карточки разложены не правильно, части суток не названы, ответ не обоснован - 0 балл.
Доказательность Соответствует норме: ребенок выполняет действия согласно частям суток правильно– 2 балла.
Ниже нормы: ребенок, путается и исправляется сам во время игры – 1 балла.
Низкий уровень: не выполняет правильные действия согласно поставленным в данной игре- 0 балл.
Определение сформированности представлений детей среднего дошкольного возраста о времени проводилось в ходе индивидуальной беседы с каждым ребенком. Исследование проводилась по трем сериям заданий с использованием диагностики по методике Е. И. Щербаковой.
Задание 1. Беседа по вопросам
Цель: выявить уровень усвоения представления о времени у детей среднего дошкольного возраста
Задание 2. Картинки
Цель: Исследование представлений ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека.
Задание 3. Дидактические игры с детьми
Цель: учить детей ориентироваться во времени,формировать понятие определенного постоянного и неизменного порядка одного временного отрезка за другим, различать и называть отдельные части суток.
Для анализа и оценки диагностических заданий были определены уровни развития временных представлений у детей 3 – 4 лет на констатирующем этапе исследования.
Высокий уровень (14 - 11 баллов). Дошкольник: знает и называет части суток; определяет какой день недели был вчера, сегодня будет завтра;, завтра. Характеризует объем представлений детей, т. е. меру соответствия представлений о времени у дошкольника программе. Умение оперировать представлениями в новых условиях, находить новые способы решения задач; Ребенок может самостоятельно обосновывать свои ответы. Может ответить на вопрос: «Почему ты так думаешь»? Осмысленно и с понимание последовательно и обоснованно аргументирует свои решение с учебной задачей; Ребенок устанавливать причинно-следственные связи. Умеет переносить усвоенные умения в жизненной ситуации.
Средний уровень (10 - 7 баллов). Развитие временных представлений у среднего возраста присутствует, но не в полном размере. Ребенок частично, но верно называет части суток. Ошибается в последовательности частей суток. Ответив правильно, не может аргументировать и доказать свой ответ. Исправляется сам в ходе выполнения задания.
Низкий уровень (0 – 6 баллов). У дошкольника отсутствуют понятия о временных представлениях. Отсутствуют аргументы при решении ситуаций. Не может решать ситуации, испытывает большие трудности в нахождении новых. Не может обоснованно аргументировать свой ответ. Не составить по порядку части суток, не может их назвать.
Данный анализ показал, что у воспитанников средней группы с количеством 20 человек, с которыми проводился констатирующий эксперимент только у одного ребенка (5 %) показал высокий уровень временных представлений. Средний уровень выявлен у пяти воспитанников (25 %) и тринадцать детей (65%) показали низкий уровень временных представлений.
По итогам анализа констатирующего эксперимента виден недостаточный уровень временных представлений у дошкольников 4-5 лет. Таким образом, при развитии временных представлений детей среднего дошкольного возраста можно использовать наблюдения, беседы, дидактические игры и упражнения, чтение художественных произведений.
Литература:
1. Детская психология /А. А. Люблинская. – Москва : Просвещение, 1971. – 410 с. – Допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для студентов педагогических институтов по специальности 2121-'Педагогика и методика начального обучения' и 2110 -'Педагогика и психология (дошкольная)'.
2. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова— М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
3. Блехер, Ф. Н. Математика в детском саду и нулевой группе [Текст] : метод. пособие для пед. тех-ов и высш. пед. уч. зав / Ф. Н. Блехер. - М. : Учпедгиз, 1934. - 479 с.
4. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста–– М., Просвещение, 1974.- 368с.
5. Краткий словарь видов и разновидностей документов / Главархив, ВНИИДАД, М., 1974.
6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1988.
7. ФГОС дошкольного образования от 17.1.2013 №1155