Панкова Наталья Александровна
Развитие логического мышления посредством элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток понятий, представлений. Игра – это искра, зажигающая огонёк любознательности». Поэтому игра занимает важное место в развитии детей. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место в его жизни. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. В игре, дети не ставят каких- либо целей, они просто играют, учатся логически мыслить и запоминать. В умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Очень важно в игровой и доступной форме согласно программы проводить обучение ФЭМП на занятиях. Давать детям представление в повседневной жизни возможности совершать различные действия с предметами. Создавать благоприятные условия для участие детей в сюжетно – дидактических и дидактических игр с математическим содержанием : «Хлеб завод», «Магазин», «Столовая», «Парикмахерская», «Кафе»…и. т. д. Развивать математические представления дошкольников с помощью игр, занятий, увлекательных мероприятий. Развитие – это не только объем знаний полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения : логического мышления, связной речи, воображения, это развитие таких качеств личности, как : любознательность, сообразительность, смекалка, самостоятельность, наблюдательность.
Публикация «Развитие логического мышления посредством элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работая с детьми старшей группы, я провела с детьми диагностику, по результатам которой поняла, что у многих детей слабо развито пространственное воображение, графические способности, умение анализировать. Это можно решить, используя занимательный математический материал.
Прежде, чем начать работу я поставила цель - способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей. При этом поставила задачи :
1. Развивать у ребёнка познавательный интерес, желание и потребность узнать новое.
2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
3. Развивать конструктивные способности и речь ребенка.
4. Способствовать развитию пространственного мышления и творческого воображения, моторику пальцев рук, умения сравнивать, анализировать и сопоставлять.
5. Создавать детям благоприятные условия для развивающих игр получая от них удовольствие и радость.
6. В интеллектуальном развитии ребенка повышать педагогическую компетентность родителей.
Для решений задач, в работе направленных на интеллектуальное развитие детей использую такие виды развивающих игр :
1. Игры - экспериментирования с различным материалом : игры с водой, бумагой, песком и т. д.
2. Дидактические игры: «Найди ошибку», «Форма», «Фигура», «Цвет и форма», головоломки.
3. Развивающие игры : «Найди похожие листья», «Счет с хлопками»,
«Дорисуй рисунок», «Найди лишний предмет», «Найди похожую веревочку, «Узнай, что получится», «Считай не ошибись», «Найди одинаковые шарики»…
4. Рефлексия. Развивать умение концентрировать внимание, глазомер.
Развивать умение находить одинаковые предметы, выполнять действия сложения и вычитания, рисовать по клеточкам, ориентироваться на листе бумаги.
Работая с детьми в старшей группе, у меня была возможность наблюдать особенности восприятия детьми математического материала, который предлагала им на занятиях, во время утреннего приёма, на прогулках, в часы самостоятельной игровой деятельности и во второй половине дня. Я обратила внимание, что нужно у детей формировать личностные качества, развивать внимание, память, речь, прививать навыки культурного общения, общаться со сверстниками, умения вести диалог с взрослыми. Развитие логического мышления ребенка – это умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать мышление. Поэтому в группу были приобретены настольно – печатные игры, которые позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомство с цифрами, произвольное внимание, усидчивость, эмоциональный контроль.
В беседе перед играми старалась подробно разъяснить детям правила игры, обращаясь к их игровому опыту, находя вместе с детьми игры, разные по содержанию, но построенные по одному правилу. Разнообразные лото, домино помогали закрепить полученные знания и поупражняться в классификации. Особое место было отведено геометрическим мозаике, конструкторам, шашкам.
В старшей группе использовала математический материал, направленный на упражнение детей в счете и отсчете предметов, в группировке предметов по разным признакам. А так же использовала математический материал для изучения количественных отношений, определения большего и меньшего числа с игровыми упражнениями в счете с участием различных анализаторов: путем обследования предметов. Например:
«Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Сколько пуговиц»…
Для упражнения в запоминании чисел использовала логические упражнения, задачки, занимательные вопросы. При обучении детей формулировке арифметических действий были незаменимы стихотворения и загадки математического содержания. Работая в старшей группе, я поставила такие задачи, как :
1 Отсутствие принуждения.
2 Развитие игровой динамики : от малых успехов к большим успехам.
3 Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей.
4 Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к более сложным.
5 Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребёнка в воспитательный процесс.
Также в своей работе с детьми я использую коллективные игры, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как: «Домино», «Дорисуй», «Цветные автомобили», «Опиши фигуру», «Шашки» и т. д.
В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:
- научить работать коллективно;
- придерживаться определенных правил;
- уметь проигрывать, но стремиться к победе честным путём;
- воспитывать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.
Также в своей работе я использую задачи на смекалку, головоломки. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребё нку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка в доме, семье.
При этом я выделила некоторые направления совместной деятельности воспитателя и родителей:
1. Информировать родителей о задачах и содержании логико-математических развивающих игр, используемых в детском саду.
2. Создание обогащённой развивающей среды в семье.
Обучая детей формированию элементарно математических представлений на занятиях и повседневной деятельности, при этом развивая логическое мышление, я пришла к такому выводу, что необходимо своевременно создавать условия для формирования индивидуальности детей, расширения спектра возможности, реализации интересов, наклонностей и способностей детей, желание получать знания и иметь привычку думать, иметь стремление узнавать что – то новое.