Елена Клепко
Конспект семинара-практикума «Развитие у дошкольников пространственных представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект семинара-практикума
«Развитие у дошкольников пространственных представлений»
Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит.
(М. В. Ломоносов)
(Слайд 2)
Цели: Рассказать об педагогических условиях формирования пространственных представлений у детей.
Задачи:
• Рассмотреть основные аспекты понятия пространственная ориентация.
• Выявить особенности развития пространственной ориентировки у дошкольников.
Публикация «Конспект семинара-практикума „Развитие у дошкольников пространственных представлений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• Изучить дидактические игры и упражнения для развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом : слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.
Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой любой практической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности.
Развитие пространственных представлений начинается уже во второй младшей группе. Во второй группе раннего возраста начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений от того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных от ношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.
Что же такое ориентировка в пространстве? (Слайд 3)
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ребенка.
Вторая группа раннего возраста. (Слайд 4)
Накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства осуществляется уже во время нахождения детей в помещении группы и участка детского сада. Формируется умение находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты. А так же расширяется опыт ориентировки в частях собственного тела, развивается умения двигаться за педагогом в определенном направлении.
Например:
Во время умывания или одевания воспитатель, непринужденно разговаривая с детьми, называет части тела и лица: «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб», «Надень на голову платок», «Повяжи на шею шарф». Важно самих малышей побуждать к называнию частей тела и лица. Если дети недостаточно хорошо ориентируются, можно провести дидактические игры «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Оденем куклу». Важно, чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания; надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица. Ребенку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи.
Например:
Давайте с вами по играем. В гости к нам пришел медвежонок, как его зовут? У медвежонка есть лапки, а у вас? У медвежонка есть глазки, а у вас? У медвежонка есть носик, а у вас? И т. д.
Младшая группа. (Слайд 5)
Программа младшей группы предлагает учить детей различать пространственные направления от себя : впереди (вперед) — сзади (назад, слева (налево) — справа (направо). Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе. Так, понятие «впереди» у детей связывается с их лицом, а «позади» (сзади) — со спиной. Учитывая это, в начале учебного года важно проверить, умеют ли малыши ориентироваться на себя, знают ли названия частей тела и лица. В процессе обучения различению и называнию правой и левой руки большое внимание уделяют развитию умения определять различные стороны на себе: голова — вверху, ноги — внизу; правая нога, левая нога; правое ухо, левое ухо и т. п. Данная работа проводится как индивидуально, так и с небольшими подгруппами детей. Воспитатель просит их дотронуться руками до колена и догадаться, какая нога у них правая, а какая — левая. Малыши узнают, что левая нога с той стороны, где левая рука, а правая там, где правая рука. Аналогичным образом дети угадывают, какая щека правая, какая — левая. Проводя упражнения, нельзя рассаживать детей друг против друга, в круг или по углам, потому что в таком случае нарушается однородность в восприятии пространства. Все дети и педагог должны сидеть или стоять лицом в одну сторону. Продолжительность упражнений не превышает 3 — 5 мин.
В младшей группе дети получают первые навыки ориентировки на плоскости листа- на занятиях их учат располагать предметы на листе вверху и внизу, на верхней и нижней полосках, слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо.
Например:
Для того что бы запомнить право и лево, воспитатель во время выполнения режимных моментов (приема пищи, рисования, проговаривает в какой руке они держат ложку, а в какой – хлеб,в какой руке у них карандаш, кисточка, а какой рукой они придерживают бумагу.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые матрешки у вас в коробочке. Возьмите 1 матрешку. Сколько матрешек взял Сережа? А Аленушка? Сколько матрешек осталось в коробочке? Уберите матрешку в коробочку. Поднимите правую руку!» Если кто-либо ошибся, педагог напоминает, что правая рука та, в которой держат ложку. Положите левую руку на синюю полоску, а правую — на красную. Синяя полоска у вас слева, там, где левая рука, а красная — справа, где правая рука. Слева на синюю полоску поставьте 1 матрешку, а справа на красную полоску — много матрешек. Берите матрешек правой рукой и ставьте слева направо. Левой рукой придерживайте полоску». Когда дети расставят матрешек, воспитатель спрашивает
3 — 4 ребят, сколько матрешек они поставили на синюю полоску и сколько — на красную. и т. д.
Предложить показать сначала левую, а потом правую руку. Притопнуть правой, потом левой ногой. Левой рукой дотронуться до левого уха, правой - правого и т. п.
Дальше мы поговорим об умениях детей средней группы.
Средняя группа. (Слайд 6)
В средней группе ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Основой различения пространственных направлений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе. В начале учебного года выясняют, в какой мере дети умеют ориентироваться на себе, и закрепляют данное умение
Большое внимание уделяют упражнениям в различении левой и правой руки, так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста с известным трудом; закрепляют умение показывать рукой (флажком палочкой) вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.
Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Научив детей ориентироваться на себе, указывать направления вперед, назад и т. д., можно перейти к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, перед, за, сзади, слева, Справа, вверху, внизу) Вначале детям предлагают определить расположение только 2 игрушек или вещей, находящихся от них в противоположных направлениях: впереди — сзади, справа слева. Позднее количество предметов увеличивают до 4.
Например:
Предложить детям встать, опустить руки вниз, правой рукой показать вверх, левой – вниз, двумя руками –вперед, повернуться и показать левой рукой назад, правой рукой – направо, левой – налево. Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?» Вызванный ребенок становиться между 2 стульями так, чтобы они находились либо впереди и сзади, либо слева и справа от него. на стульях стоят игрушки. Ребенок рассказывает примерно так: «Впереди меня 2 зайчика, а сзади 3 машинки».
Игра «Кто ушел, где стоял?»
Выбираем ведущего и несколько игроков (не более 4х, ведущий запоминает кто где стоял, после – отворачивается. Игроки меняются местами, либо один из них уходит. Ведущий повернувшись, определяет кто поменялся местами или кто ушел.
После того как дети приобретут умение различать и называть основные пространственные направления, их учат передвигаться в указанном направлении.
Например:
Игра «Куда пойдешь, что найдешь?»
Воспитатель в отсутствии детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки». Вызвав ребенка, он говорит: «Вперед пойдешь – мишку найдешь, назад пойдешь- матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что ты там найдешь?» Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел.
Старшая группа: (Слайд 7)
У детей закрепляют умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе («слева от меня окно, впереди меня шкаф», по отношению к другому предмету («справа от куклы сидит заяц, слева от куклы стоит лошадка»).
Развивают умение ориентироваться в пространстве : изменять направление движения во время ходьбы, бега, гимнастических упражнений. Учат определять положение ребенка среди окружающих предметов (например, «я стою за стулом», «около стула» и т. п.). Дети запоминают названия и последовательность дней недели.
У детей 5—6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе : вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью используют игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Их можно проводить как на занятиях по математике, так и в играх.
Как и в средней группе, дети упражняются в различении противоположных направлений, но задания усложняют. Выражается это в том, что увеличивают количество предметов (от 2 до 6, местоположение которых ребенку предлагают определить, а также расстояние между ребенком и предметами. Дети постепенно научаются определять направление местоположения любых предметов, находящихся на значительном расстоянии от них.
Например:
Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска». Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами — дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке. В начале года можно предложить игру «Куда пойдешь и что найдешь?».
Педагог по очереди вызывает 5—6 детей, указывает, где им надо встать: «Сережа, подойди ко мне. Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя! Вера, встань перед Ирой!» И т. д. Вызвав 5—6 человек, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади них стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где (от них) стоит (слева и справа).
В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.
Например:
Игра «Жмурки с колокольчиком»
Водящему завязывают глаза, а игроки, перемещаясь, звонят в колокольчик. Водящий меняет направление движения и движется на звук колокольчика.
Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений.
Например:
Игра «Накорми лошадку»
Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям воспитателя: «Сделай два шага вперед, повернись налево и т. д.»
Подготовительная группа. (Слайд 8)
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево — направо», «вперед назад» и т п
Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать- и перемещать предметы и др.
Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий : в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др.
Большое внимание в работе с детьми 6—7 лет продолжают уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега. С этой целью используют систему дидактических и подвижных игр.
Усложнение данного вида упражнений выражается в следующем: увеличивают количество направлений, на которые ориентируются дети в ходе передвижения; увеличивают площадь ориентировки; усложняют условия выполнения заданий: дети передвигаются с закрытыми глазами, ориентируются при быстром темпе движения (на бегу). Так, в подвижных играх «Зайцы и волк» и «Караси и щука» дети по сигналу убегают от волка или щуки и прячутся в домики. Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин (в булочную и пр.)», «Дорога на почту (в аптеку)», «Дорога в школу». Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять «картину пути».
Например:
Игра «Караси и щука»
По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.
Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".
Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их.
Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".
Большую пользу приносят зрительные диктанты. Дети раскладывают геометрические фигуры (палочки, игрушки) на листе бумаги в соответствии с образцом в определенном положении. Задания постепенно усложняют: увеличивают количество фигур, изменяют характер их расположения. Вначале дети рассматривают, описывают и воспроизводят образец, позже создают узор под диктовку и, наконец, самостоятельно создают узор и описывают его. Используют игры «Кто запомнит?», «Городки», «У кого что получится?», «Парные карточки».
Например:
Зрительный диктант. Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры, и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру) расположенную посередине, затем — вверху и внизу, слева и справа. Кто хочет рассказать, как расположены фигуры?» (Кто-либо из детей дает описание.) После этого воспитатель поворачивает таблицу обратной стороной к детям.
(Слайд 9)
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.
Выявление особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми.
Развитие ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений.
Литература
1. Метлина Л. С. «Математика в детском саду» Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 1984. — 256 с., ил.
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 30 "Гвоздичка"
Семинар-практикум
«Развитие у дошкольников пространственных представлений»
Выполнила воспитатель:
Клепко Е. А.
г. Саров 2018 г.