Получи документы

Развитие воображения у дошкольников

Светлана Ганенко
Развитие воображения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Один школьник спросил известного писателя Джанни Родари: "Что нужно сделать и как нужно работать, чтобы стать сказочником?" "Учи как следует математику", - услышал он в ответ. Воображение и фантазия - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок, не смогли бы играть в различные игры. Лишим человека фантазии - прогресс остановится. Воображение, фантазия являются необходимейшей способностью человека. Именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.

Публикация «Развитие воображения у дошкольников» размещена в разделах

Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие высших психических функций таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделять наибольшее внимание в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период наиболее благоприятный для развития образного мышления и воображения.

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путём переработки уже имеющихся представлений и понятий. Впервые начальные формы воображения появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Дальнейшее развитие воображения идёт по нескольким направлениям. У ребёнка расширяется круг замещаемых предметов и совершенствуется сама операция замещения, что связано с развитием логического мышления. Далее совершенствуются операции воссоздающего воображения. Ребёнок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, сказок, текстов более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Далее развивается творческое воображение, когда ребёнок не только понимает некоторые приёмы выразительности, например, гиперболу, метафору, но самостоятельно их применяет. На следующем этапе воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребёнок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью, по заранее предложенному плану, контролирует степень соответствия результата поставленной задаче.

Первоначально воображение ребёнка зависит целиком от внешних средств. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности дошкольника, и в особенности рисование, конструирование, чтение художественных произведений, игра.

Значение функции воображения в психическом развитии велико. Фантазия, как и любая форма психического отражения должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, саморазвитию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грёзами.

Воображение и эмоции.

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. А богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения.

Сильные эмоции, сопровождающие игру,и рождённые образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребёнок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

Используя богатство эмоциональных состояний ребёнка, можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фонтазию, можно формировать у ребёнка культуру чувств.

Игры и упражнения

Упражнение "Неоконченный рассказ"

Это упражнение развивает образное мышление и воссоздающее воображение.

Ребёнку читают начало рассказа: "Темнело. Шёл мелкий моросящий дождь. По улице шагала старушка под большим зонтом. Вдруг. " Необходимо продолжить и закончить рассказ.

Игра "Рисунок в несколько рук"

Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции, и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Детям предлагается вообразить про себя какой -либо образ. Затем на листе бумаги первый ребёнок изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй ребёнок продолжает рисунок, обязательно отталкиваясь от имеющегося элемента. Точно так же поступает третий и т. д. Конечный результат, как правило, представляет собой нечто абстрактное. Но детей это мало интересует. Удовольствие составляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои.

Упражнение "Что означает интонация"

Это упражнение развивает воображение на слуховые образы. Прочитайте детям сказку. Потом попросите каждого ребёнка повторить одно из предложений сказки "по-доброму", "грустно", "ласково", "безразлично".

Упражнение "Волшебники"

Используется для развития чувств на базе воображения. Ребёнку предлагается две нарисованные совершенно одинаковые фигуры "волшебников". Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну фигуру в "злого" волшебника, другую в "доброго". Далее можно предложить ребёнку самостоятельно нарисовать волшебников. Когда у ребёнка "работает" воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.

Упражнение "Танец"

Детям предлагается потанцевать. Каждый танцует "что хочет". Если есть затруднения, то используются подсказки. Станцуй "лошадку", "конфетку", "бабочку". Далее в качестве тем для танца предлагаем темы, где выступают чувства. Станцуй "радость", "удивление", "жалость". Очень важно, чтобы дети выполняли танцевальные движения под музыку, а не изображали соответствующие чувства мимикой.

Воображение и интересы.

Воображение тесно связано с интересами. Интерес - эмоциональное проявление познавательной потребности. Интересы имеют большое значение в жизни человека. Поскольку они проявляются в положительных эмоциях, они вызывают чувство удовлетворённости от работы. для развития ребёнка очень важно формирование многих интересов. Детям интересно всё. Однако реально увидеть, узнать, "попробовать всё" не под силу ребёнку, вот здесь на помощь приходит фантазия. С помощью фантазии ребёнок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной жизни ему недоступны. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес.

Игры и упражнения.

Игра "Превращения"

Эта игра направлена на развитие изобретательности ребёнка, т. е. воображения в сочетании с творческим мышлением.

Берётся любой предмет. Например, носовой платок. С помощью мимики, пантомимики, имитации действий с предметом, его нужно превратить (в воображении) в совершенно другой предмет. Наш носовой платок превращается в скатерть, стакан -в вазу.

Воображение и талантливость.

Воображение - это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество связано с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода. Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее.

Игры и упражнения.

Упражнение "Три краски"

Это упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Ребёнку предлагается взять три краски, по его мнению наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если затрудняется ответить, можно предложить что-нибудь дорисовать. Предложите ребёнку придумать как можно больше названий к рисунку.

Игра "Натюрморт"

Эта игра наряду с воображением развивает образное мышление, представление, восприятие. Предложить детям нарисовать натюрморт на заданную тему. Обычно натюрморт рисуют с натуры, но сейчас необходимо ребёнку создать свой натюрморт в воображении, а затем изобразить его на бумаге. Темы: "Осенние листья на холодной земле", " Бабочка на распустившемся цветке".

Игра "Неоконченный рисунок"

Игра развивает воображение, образное мышление. Ребёнку предлагается целый ряд кружков. Его задача - из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Кружки можно заменить квадратиками, полукругами.

Далее ребёнку предлагается частичное изображение какого-либо предмета, животного, например кошки. необходимо последовательно дорисовать образ кошки так, чтобы каждый раз эта была разная кошка.

Воображение и личность.

Воображение тесно связано с развитием личности. Интересы, личный опыт ребёнка, эмоции,осознание нравственных норм - всё это составляющие личности. Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Но есть сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития - это игра. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств: справедливость, смелость, чувство юмора. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой личностной черты, как оптимизм.

Игра "Фоноскоп событий"

Развивает фантазию звуковых образов, способствует выражению личностных особенностей детей.

Нужно приготовить несколько предметов, которые издают звуки, например, пустые сосуды из разного материала, из которых можно извлекать звуки постукиванием карандаша., деревянные ложки. Ребёнку завязывают глаза и изображают различные звуки. Задача - по звукам воссоздать какую-нибудь историю.

Игра "Королевство сказок"

каждый ребёнок называет любимого сказочного героя. Все выбранные герои живут в одном сказочном королевстве. Дети сочиняют истории и взаимодействуют в воображаемых событиях и ролях. В своих действиях они должны придерживаться сказочного характера своего героя.

Такой психический процесс, как воображение, очень важен для развития ребёнка, становления его личности, формирования его жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребёнка необходимо всячески помогать его развитию.

Используемая литература:

Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина "Практикум по дошкольной психологии".-М. :Изд. центр "Академия", 1998

Л. Ю. Субботина "Развитие воображения детей". -Ярославль: Академия развития, 1996

Игры: обучение, тренинг, досуг. под ред. В. В. Петрусинского. М. : 1994

Е. И. Игнатьев "Воображение. Психология". под ред. А. А. Смирнова и др.

Н. С. Шебалин "Воображение и творчество. Психология". Под ред. А. Г. Ковалёва. М. : 1966

А. В. Брушлинский "Субъект: мышление, учение, воображение. Москва-Воронеж, 1996

Публикации по теме:

«Развитие творческого воображения детей.» «Развитие творческого воображения и речи детей» Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения.

Развитие воображения дошкольников старшего и подготовительного возраста при помощи словесного творчества .

Картотека творческих игр на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности 1. "На что похожи наши ладошки" Цель: развитие воображения и внимания. Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами.

Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования». Подготовила: воспитатель.

Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ В настоящее время важно, чтобы современный ребенок.

Развитие творческого воображения дошкольников средствами художественной литературы Развитие творческого воображения дошкольников средствами художественной литературы (выполнила : воспитатель Примаченко С. Ю.) Воображение.

Развитие воображения у дошкольников Развитие воображение у дошкольников. Воображение и фантазия – важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились.

Развитие воображения через театрализованную деятельность Часто педагоги сталкиваются с тем, что дошкольники испытывают страх, тревогу, неуверенность в себе, заторможенность, замкнутость, одиночество,.

Развитие воображения дошкольников с помощью инсталяции Шарифьянова Оксана Аександровна, воспитатель, МДОБУ «Детский сад «Радуга» с. Верхняя Вязовка, Бузулукского района, Оренбургской области.

Сборник заданий по лепке, направленный на развитие воображения старших дошкольников Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Автор публикации:
Развитие воображения у дошкольников
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 11:49
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие воображения у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ганенко (УИ 367602) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД