Наталья Журавлева
«Развитие творческого воображения детей.»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческого воображения и речи детей»
Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические растения, арктических животных. Нужно только помочь ребенку реализовать свой замысел.
Публикация «„Развитие творческого воображения детей,“» размещена в разделах
Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Вместе с тем, нечто новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим. Очень сложна связь и взаимодействие воображения и речи. С одной стороны известно, что словесно описать можно лишь устойчивый образ. Если образ недостаточно отчетлив, то при попытке описать его он может распасться. Но при повтором воспроизведении образа вербализация становится более устойчивой. Поэтому речь играет важную роль в создании устойчивых образов.
Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы, а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ).
К 4 - 5 годам в процессе воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребенок сочиняет сказку называя события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты (например, заяц и лиса строят избушки не лубяную и ледяную, а из кирпича и из снега и т. п.).
Для себя создала своеобразные ступени – этапы, которые, на мой взгляд ведут к развитию воображения и речи детей при помощи сказки.
1 этап: читаем и пересказываем 2 – 3 знакомые сказки, используя опорные картинки и мнемотаблицы. Т. е, пытаемся развивать воссоздающее воображение.
2 этап: постепенное подключение творческого воображения, т. е непосредственно сочинение новой сказки с опорой на уже знакомые персонажи.
«Новая сказка»
Как только дети освоят придумывание новой сказки с опорой на картинки, можно подключать следующие формы работы:
«Шкатулка со сказками» - в ней находятся разноцветные круги. Накрываем шкатулку платком, вытаскиваем по 1 кругу. Если вытащил красный кружок, рассказываешь о чем – то красном: цветке, яблоке, мячике, обо всем, что может быть красным. Затем другой ребенок вытаскивает следующий круг, продолжает сочинять сказку, используя новый персонаж.
«Разноцветная сказка» - детям предлагается разноцветное полотно, при помощи которого дети «находят» различных персонажей, используя свое воображение. Затем составляется сказка с данными персонажами.
«Сказку можно сложить» -затем я стала на полу изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле - на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками; длинная голубая лента из шифона – ручеек. Затем выбираются любые предметы из коробки и создается новая сказочная история.
«Сказки звучат» - Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят” (горох, пшено, гречка, манка, сухие апельсиновые корки и т. д.). Создавать звуки можно и с помощью голоса, а также подбирать наиболее подходящую музыку к сказке.
Таким образом, при помощи сказки можно развивать воображение и речь старших дошкольников.