Светлана Примаченко
Развитие творческого воображения дошкольников средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого воображения дошкольников
средствами художественной литературы
( выполнила : воспитатель Примаченко С. Ю.)
Воображение!
Без этого качества нельзя быть ни поэтом,
ни философом, ни умным человеком,
ни мыслящим существом, ни просто человеком.
Дидро Д.
Публикация «Развитие творческого воображения дошкольников средствами художественной литературы» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В связи с введением ФГОС ДО, одной из задач познавательного развития детей, является формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, развитие воображения дошкольников является одним из приоритетных направлений в работе педагогов ДОУ.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательной системой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Одной из актуальных проблем, требующей своевременного решения, является развитие творческого воображения детей. Одной из приоритетных задач современного образования является – развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др., креативности, как ведущего свойства личности.
Художественная литература обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей, особенно важно обеспечить удачное начало воспитательного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и воспитателями.
На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т. д. Благодаря знакомству с художественной литературой образы воображения у детей становятся более полными и яркими.
Именно дошкольный возраст является сензитивным для развития воображения. Важно отметить, что воображение тесно связано с мышлением. Ценность воображения и в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Это особенно важно в дошкольном возрасте, где знаний и опыта еще не достаточно.
Актуальна данная проблема и тем, что воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.
Воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей. Важным свойством воображения является способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Это свойство очень тесно связано со способностью ребенка идентифицироваться, т. е. ставить себя на позицию другого, представлять себя тем или иным персонажем в художественной литературе.
Для предметной среды важно не многообразие, а те условия, которые дают детям возможность воображать, придумывать, творить… Таковые условия представляет чтение художественной литературы, где надо что-то угадать, вообразить, дополнить. Иными словами, ознакомление с художественной литературой – это среда, которая служит пусковым механизмом и побудительной силой для развития детского воображения.
Постижение художественной литературы, искусства слова начинается не в школе – настоящий читатель начинается в раннем детстве. Ребенка необходимо научить слушать чтение книги, в нем нужно как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Чтение для дошкольника самый естественный и спокойный, психологически комфортный способ узнавания мира и человека.
При ознакомлении с художественными произведениями, ребенок в то же время путешествует во времени и пространстве, знакомится с тем, что недоступно ему в реальной действительности, ставит себя на место героев, проживает их жизнь, и, получая удовольствие, знакомится с окружающим миром, его системой ценностей и приоритетов.
Чтобы стать творческой личностью, надо учиться воображать, именно художественная литература помогает детям воображать : фантазировать, представлять образы героев.
И все-таки воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное - дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве, вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением.
Основная задача познавательного воображения - это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя - чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая и других, как раз и выполняют эту функцию. Мы должны использовать различные формы приобщения детей к познанию художественной литературы : это чтение произведений, беседы по прочитанному, ответы на вопросы, заучивание текста, инсценирование сказок, иллюстрирование героев произведений…
Сложно предугадать, что будет дальше, каким читателем станет ребенок, который с каждым днем все активнее отстаивает свою точку зрения и подвергает сомнению нашу. Процесс воспитания ребенка, и в частности его приобщение к художественной литературе, можно сравнить с большим плаванием на корабле, на котором мы, взрослые, - и капитаны, и лоцманы. Насколько ответственно мы подойдем к выбору курса, зависит и успех нашего пути, и достижение конечной цели. В конце концов, все зависит именно от нас.