Людмила Шевелева
Развитие воображения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие воображение у дошкольников.
Воображение и фантазия – важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимой способностью человека, которая нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5до15лет. Если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, гаснет интерес к искусству и науке, обедняется личность человека, снижаются возможности творческого мышления.
Публикация «Развитие воображения у дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Существует множество игр, упражнений, тестов, позволяющих развивать воображение дошкольников и использовать его для успешного обучения, развития личности, улучшения настроения. Познакомимся с некоторыми из них.
Упражнение «Нелепые картинки»
Это упражнение прежде всего на наблюдательность, но ребёнок может только в том случае выявить нелепицу в изображении, если у него, наряду с наблюдательностью, хорошо развито воссоздающее воображение. Так что косвенно это упражнение диагностирует и степень развития воображения. Предложить ребёнку рассмотреть картинки и сказать,что на них неправильно или нелепо. По количеству ответов, данным ребёнком можно судить об уровне развития его воображения и наблюдательности.
Тест «Выведение следствий»
Детям 6 – 7лет предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт…». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список примерных вопросов:
- Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?
-Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?
- Что произойдёт,если у тебя вырастут крылья?
- Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?
- Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?
Чем более подробно и детально отвечает ребёнок на вопрос, тем ярче у него развито воображение. Для оценки результатов используйте фактор времени (сколько времени потребовалось ребёнку, чтобы сформулировать ответ на вопрос)
5минут- 1балл
4минуты- 2балла
3минуты- 3балла
2минуты- 4балла
1минута- 5баллов
Упражнение «Волшебники»
Используется для развития чувств на базе воображения. Хорошо воспринимается детьми, начиная с 5 лет.
Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника.
Во второй части задания ребёнок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Если в работе участвовала группа детей целесообразно сделать выставку и оценить, чей волшебник лучше.
Игра «Пантомима».
Развивающая и оптимизирующая за счёт активизации воображения эмоциональный фон игра, доступная любым детям всех возрастных групп.
Все дети становятся в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с помощью пантомимы показывают какое-либо действие. Например, представляет, как рвёт воображаемые груши или сливы, стирает бельё для кукол, тащит тяжести и т. д. Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.
Игра – конкурс «Натюрморт»
Данная игра наряду с фантазией развивает образное мышление, представление,восприятие. Косвенно она диагностирует художественные способности ребёнка. Эта игра не имеет возрастных ограничений.
Предлагаемый конкурс – рисование. Дети должны нарисовать натюрморт на заданную тему. Ребёнку необходимо создать свой натюрморт в воображении, а затем изобразить на бумаге. Тема для натюрморта задаётся всем детям одна и та же.
Ориентировочные темы для натюрморта:
- «Бабочка на распустившемся цветке»
- «Яблоко на фарфоровом блюде»
- «Чашка, возле неё еловая ветка»
- «Осенние листья на холодной земле» и т. д.
Можно придумать свои темы. По окончании можно провести конкурс художественных работ и выбрать победителя или просто устроить выставку работ детей.
В заключении предлагаю взрослым, занимающимся стимулированием творческой активности ребёнка, развитием его воображения, фантазии, придерживаться следующих рекомендаций:
1. Обеспечивайте ребёнку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давайте ему прямых инструкций, помогайте действовать независимо.
2. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Можете только чуть-чуть помочь им.
3. Старайтесь не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.
4. Предлагайте детям возникающие у них проблемы решать творчески. Пробовать разные варианты.
В любом случае взрослый должен оказывать ребёнку помощь, но не «руководить» им, не командовать, не регламентировать его творческую деятельность.
Педагог –психолог Шевелёва Л. Т.