Лейсан Нафигова
Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования». Подготовила: воспитатель МБДОУ №1 "Олимпик" г. Ульяновска Нафигова Лейсан Рашитовна.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.
Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию.», «вообрази, что ты.» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение - своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.
Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).
Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.
Актуальность темы определена следующими проблемами:
1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.
4. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
5. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребёнка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т. е. способствует развитию у детей творчества.
Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.
Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Для занятий лучше приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу, обычно, начинают с одного цвета: дают возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Можно показать много разных приемов рисования пальчиками : просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик). Позднее учить детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют», что отлично развивает координацию. Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому нужно вовремя остановить малыша и переключить его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?», «Для кого эти ягодки?».
С первой младшей группы целесообразней учить детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакнуть ладонь ребенка в краску и ставить ей отпечаток на бумаге. Иногда «раскрасить» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получаются работы: «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки». Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте предложить детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ. Дети рисуют с большим интересом, проявляют фантазию.
Уже с младшей группы можно рисовать пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
Темы для рисования : «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку».
Со средней группы начинают учить детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используют, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».
С 4 лет можно пользоваться техникой «тампонирование». Делают тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. Получаются очень необычные «Одуванчики», «Облака», «Елочки». Забавные «Снеговики», «Цыплята».
Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Можно нарисовать свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносить акварельную краску. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Особенно интересными и оригинальными получаются рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Елочные игрушки», «Зимние узоры».
Со старшей группы учатся рисовать техникой «Монотипия». Складывают лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуют половину изображаемого предмета. Затем снова складывают лист пополам. В этой технике в основном рисуеют симметричные предметы. Интересно будут выполнены работы на следующие темы:
«Чудесные бабочки», «Я и мой портрет», «Волшебное дерево», «Чудесный букет».
Например, когда рисуют волшебное дерево, предлагают детям нарисовать такое волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи. Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей, способствуют развитию воображения.
Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали. А еще ставят большую яркую кляксу, берут трубочку для коктейля и осторожно дуют на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте…
Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным. А еще можно приклеить листья деревьев к листу бумаги, все раскрасить, потом сверху приложить другой лист бумаги, на нем получается отпечаток. Так меньше пачкаются ручки у детей.
Со старшей группы используют «набрызг». Его суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка и стека. Зубной щеткой в левой руке набираем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо».
В подготовительной группе интересно будут выполнены работы в технике «Монотипия пейзажная». На одной половине листа дети рисуют пейзаж, на другой получается его отражение в реке, озере (отпечаток). В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создать более выразительный образ.
Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, нужно регулярно организовывать выставки детских работ.