Олеся Акимова
Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста на основе сочинения загадок
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием которой является целенаправленное изменение объективного мира.
Словесное творчество - это сложный вид творческой деятельности ребенка, рассматривается как "деятельность, возникающая под влиянием восприятия произведений искусства и проявляющаяся в создании успешных сочетаний - рассказов, сказок, стихов, загадок», что играет важную роль в полноценной подготовке детей к школе.
Публикация «Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста на основе сочинения загадок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Формирование словесного творчества имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте, оно предполагает:
• наличие представлений у детей о средствах выразительности;
• понимание детьми смыслового богатства слова, смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;
• понимание и овладение переносным значением многозначных слов;
• способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;
• владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;
• умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);
• осознание обобщенного смысла.
Ничто так не обогащает словесное творчество детей, как малые фольклорные жанры, среди которых загадка занимает особое место.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР, так как в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
С целью составления системы работы по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста через сочинение загадок была создана методическая разработка.
В ходе достижения цели реализуются следующие задачи:
• учить детей составлять загадки;
• формировать лексико-грамматические компоненты речевой языковой системы и связную речь;
• развивать словесное творчество, восприятие, память, мышление, воображение;
• стимулировать умственную активность, через расширение знаний и представлений об окружающем мире;
• воспитывать находчивость, сообразительность, быстроту реакции.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
• загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
• загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают:
• загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
• загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Составление загадок является составной частью логопедической работы.
Загадки используются не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении.
На основе учета характера загадок, особенностей развития детей можно сформулировать следующие требования к их применению в целях развития лексико-грамматического строя речи и словесного творчества :
• загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;
• загадки должны быть доступны детям с точки зрения как содержания, так и формы. Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);
• отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;
• придумывание загадок детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов;
• загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.
Особое место в работе с детьми занимает применение наглядных моделей (описательные, сравнительные, интеллектуальные карты; мнемотаблицы, мультимедийных презентаций, картинок-невидимок, техники рисования свечой и акварелью, что заметно облегчает детям овладение четкой и последовательной образной речью, повышает интерес к составлению и отгадыванию загадок.
В практической работе наглядные модели используются многократно за счет применения планшетов-игровизоров.
I. Описательная карта изготавливается на листах бумаги формата А4, в виде графических схем различных признаков предметов и явлений (цвет, форма, размер, величина, вкус, сочность и др.).
II. Сравнительная карта
Работа со сравнительными картами в отличие от описательных подразумевает сравнение предметов и действий. Например, «на что это похоже?», «кто или что делает также?». Дальше составляются загадки методом сравнения и отрицания.
III. Интеллектуальные карты
Составление карт предполагает:
• в центре располагается картинка-отгадка, которая при загадывании закрывается знаком «?»;
• линии (ветви, каждая из которых выделяется под характерный признак загадываемого объекта. Ветвь подписывается (для детей умеющих читать) и заканчивается соответствующей предметной, сюжетной картинкой или символом.
IV. Работа с мнемотаблицей предполагает несколько вариантов:
1. Использование готовых мнемотаблиц. Например, Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А., Глухова В. П., Большевой Т. В., Ефименковой Л. Н.
2. Составление мнемотаблиц совместно с детьми.
С этой целью необходимо научить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами, зарисовывать предметы и явления природы; самостоятельно заполнять мнемотаблицу; составлять загадку, используя её как план.
V. Мультимедийная презентация - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Мультимедийные презентации, составлены по 4 блокам: времена года, мир растений, мир животных, мир человека.
Используются два варианта работы с мультимедийными презентациями:
1. Как интерактивная дидактическая игра. ( Например: «Что на что похоже»; «Королевство количества и качества»; «Подбери основное действие», «Чей предмет», «Чем можно заменить» и т. д.).
2. Как фронтальная работа с наглядными моделями.
При работе с загадками существенное место занимают приемы, которые вносят элемент волшебности, новизны. Например:
* картинки-невидимки, проявляющиеся при раскрашивании их карандашом или мокрой кистью, из специальных книжек-раскрасок.
*техники рисования свечой и акварелью. Логопед (ребенок) заранее рисует отгадку свечой на белой бумаге, тот кто отгадал - раскрашивает лист акварелью, при этом проявляется отгадка.
Придуманные загадки оформляются в альбомы, которые используются на занятиях и в играх.
Способы составления загадок (по В. Д. Прокопьевой)
1. Указание частей и их количества (Шесть ног, две головы, один хвост – что это такое? Всадник и лошадь).
2. Перечисление действий предмета без его называния (Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. Речка).
3. Прямое описание характерных особенностей предмета без его называния (Летом серый, зимой белый. Заяц).
4. Сравнение или отрицание. (Красное, как помидор, круглое, как мяч (Красное яблоко. Жидко, да не вода, бело, да не снег. Молоко).
5. Комбинированный.
Все выше перечисленные способы легли в основу перспективного планирования. Загадки составляются в рамках многих лексических тем, распределенных по 4 блокам: времена года, растительный мир, животный мир, мир человека. В основе планирования лежат следующие особенности:
1. Предварительная работа (речевые игры, наглядные модели, мультимедийные презентации) подводит детей к составлению загадок тем или иным способом.
2. Обучение составлению загадок идет с постепенным увеличением сложности:
3. Полученные знания и умения детей по составлению загадок используются не только педагогами в НОД, но и в других видах деятельности.
Таким образом, использование загадки и применение наглядных моделей и мультимедийных презентаций, облегчает детям овладение образной речью, способствует развитию словесного творчества.
Литература
1. Акименко В. М. Развитие лексико-грамматического занятия. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 1999.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.
5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.
6. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-№9.-С. 23-26.
7. Нестеренко А. А. Стана загадок. – Ростов н/ Д: Изд=во унта, 1993.
8. Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000.
9. Прокопьева В. Д. Занятия с логопедом: учимся сочинять стихи и загадки. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011.
10. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -1990.-№7
11. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. : Просвещение, 1981.
12. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошк. воспитание. -1995.-№1.-С. 59-66.
13. Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх : Пособие для логопедов, воспитателей т родителей. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
14. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983.-№7