Анжелика Сартакова
Влияние сказки на формирование словесного творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно найти ребенка, который бы не любил слушать сказки. А ведь дети интуитивно выбирают лучшее из всего многообразия способов времяпровождения в современном мире. Именно через сказки ребенок познает реальность, как бы это странно не звучало, он познает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда герои кажутся неправдоподобными, сказки все же наполнены жизнеутверждающим смыслом.
Публикация «Влияние сказки на формирование словесного творчества дошкольников» размещена в разделах
Переоценить возможности сказок тяжело, они являются эстетическим творчеством как для детей, так и для взрослых. Это необходимое средство в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Сказка позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Основой любой сказки, как правило, становится фантазия и воображение ребенка. Сказочный мир открывает для детей те или иные чувства, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайны их влияния на детскую душу. Задача сказки – дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Она допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения и словесного творчества.
Само понятие «творчество», говорит о том, что творчество – это деятельность человека направленная на создание новых предметов материальной и духовной культуры. Если творчество взрослого человека мы оцениваем с точки зрения того, что он преподнес что-то новое в мир, то творчество ребенка неоценимо, ведь развиваясь ребенок преподносит что-то новое только для себя, тем самым обогащая свой внутренний мир.
Творчество проявляется в абсолютно разных областях человека: умственной, художественной, социальной, а также в речи и языке. Словесное творчество же является одним из важных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте.
Основа обучения словесному творчеству состоит из повседневной жизни, а именно познание окружающей среды, знакомство с жизнью детского сада.
Следует подчеркнуть – формирование словесного творчества ребенка – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Большие возможности для этого имеет составление творческих рассказов детей в процессе изучения и придумывания сказок.
Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, еще неспособных к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.
Сказка понятна и близка ребенку, можно отметить огромное влияние сказки на общее психическое развитие ребенка – его мышление, воображение, произвольности поведения, развитие эмоциональной сферы, формирование опыта межличностных отношений. Но особое влияние оказывает сказка на развитие словесного творчества дошкольников.
Словесное творчество необходимо развивать последовательно, поэтапно:
- освоение и активизация материала осуществляется под руководством воспитателя;
- усвоение традиционных способов художественного изображения персонажа, действия, времени, пространства;
- овладение способами воплощения собственного творческого замысла.
К каждому заданию по развитию словесного творчества должны ставиться четкие цели и задачи.
Работу с ребенком нужно организовывать таким образом, что бы он проявлял все большую самостоятельность в словесном творчестве. Для начала ребенку можно предложить придумать повествование на какую-либо предложенную тему, используя уже предложенных персонажей. Позднее дети самостоятельно выбирают героев из предложенного материала, сами определяют тему сказки и придумывают свой сюжет.
Народные сказки имеют различные виды, каждый из которых является эффективным средством развития образности речи. Сказка оказывает обучающее, воспитательное влияние на детей, так как легко воспринимается и развивает мышление и воображение.
Чтение русских народных способствует развитию языкового чутья, воспитывает гармонию слова, развивает умение пользоваться в речи различными средствами художественной выразительности.
Для развития словесного творчества можно использовать несколько групп приемов.
К приемам первой группы относятся:
1. Вопросы. Вопросы по своей сути должны быть разнообразными на направлении на три сферы – сферу эмоций, сферу воображения и сферу содержания. Сфера эмоций предполагает вопросы на форму (Какое настроение вызвал у тебя первый пейзаж? Что повлияло на твое настроение) и содержание (Менялось ли твое отношение к герою? Кто из персонажей сказки вызывал у тебя сочувствие и почему)
Вопросы на воссоздающее (Какую иллюстрацию ты бы нарисовал к эпизоду? Опиши ее подробно) и творческое воображение (Опиши, каким ты видишь героя в момент … Представь, что ты вошел в лес, описанный в начале / в середине / в конце сказки. Расскажи, что ты видишь, слышишь, ощущаешь, оказавшись в этом лесу).
Вопросы на осмысление стилистической детали (С какой целью / почему автор называет хомяка хомячком) и композиции (Зачем / почему / как вы думаете автор включает в сказку несколько пейзажей).
Вопросы на выявление отношения ребенка к персонажам и событиям, вопросы на точность и глубину осмысления характера персонажа и качество осмысления идеи произведения (Как автор относится к Принцессе из сказки «Принцесса на горошине»? Какие чувства вызывает у автора решение старой королевы положить в постель принцессе горошину? Какие качества Принцессе помогли ей доказать, что она принцесса).
Для жанрового знакомства следует задавать вопросы такого типа, как: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и др.
2. В работе с детьми важны иллюстрации, картины. Они помогают понять произведение.
3. Словесное рисование близко к вопросам на воображение.
После занятий или в свободное время детям предлагается нарисовать задуманное, после воспитатель подписывает рисунки детей согласно эпизоду сказки. Из работ детей можно собрать сказку, если распределить, кто из детей, какой эпизод сказки будет рисовать.
К приемам второй группы относятся:
1. Повторное чтение всей сказки и ее эпизодов.
2. Воспитатель задает вопросы на активизацию в памяти детей различных эмоциональных эпизодов (грустные, веселые, страшные, красивые и т. д.) .
3. Использование театрализации, драматизации, инсценирования.
По мнению Е. А. Флериной, сказка имеет особое значение в развитии словотворчества, т. к. ребенок при слушании и рассказывании сказки повторно переживает события вновь, отрабатывает навыки разговорной речи. Соответственно, нужно не только поощрять слушание, но и помогать осуществлять пересказ сказок.
Известно, что ранний и дошкольный периоды – это активные периоды развития личности человека, развиваются и совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает речью, что взаимосвязано с развитием мышления, интеллектуальным развитием. В процессе развития речи происходит освоение не только содержательной стороны слова, но и эмоциональной, а выразительность речи – это важнейшее литературного и художественного развития.
В процессе работы со сказками у детей формируется умение варьировать сказочными ситуациями, создавать вымышленных героев, самостоятельно придумывать сказки и сказочные истории. В процессе работы дети знакомятся с окружающим миром, учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения. В ходе работы активизируется словарь детей, усовершенствуется звуковая культура речи.
Сказка – это возможность общения со взрослыми. Благодаря сказкам у детей формируются представления о времени и пространстве, о взаимоотношения людей друг с другом и природой, сказки развивают понятия о добре и зле. И задача взрослых помочь ребенку ощутить волшебство сказки, ведь, как говорил Сергей Павлович Королев, «человек который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…».
Список литературы:
Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. – М. : Педагогика, 2002. - 400 с.
Гольцер, С. В. Методическое пособие по детской литературе. Ч. 1. : Истоки детской литературы / С. В. Гольцер. – Екатеринбург: Издательство Т. И. Возяковой, 2004. – 72 с.
Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошкольного возраста Л. Б. Фесюкова. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. Художественное слово для детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие / сост. : М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва, 2000. - С. 470-484.