Наталия Комина
Проект по развитию у старших дошкольников интереса к художественной литературе в процессе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад 125» г. Н. Новгорода
Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе в процессе проектной деятельности.
Выполнила:
Комина Н. В.
Г. Нижний Новгород
2023г.
Публикация «Проект по развитию у старших дошкольников интереса к художественной литературе в процессе проектной деятельности» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Неотъемлемой частью воспитания ребёнка является книга. Книга – великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует память, речь, интеллект, воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Кто же должен ввести дошкольника в мир книги? Конечно же взрослые: родители и мы, воспитатели детских садов.
Актуальность темы:
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, является одной из актуальных проблем дошкольного образования, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. Современные дети все чаще предпочитают книге компьютерные игры, просмотры мультфильмов и телепередач. Таким образом, вопрос о приобщении ребёнка к книге - один из самых острых на сегодняшний день.
Целью данной работы является формирование речи дошкольников, посредством использования художественной литературы.
Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду это речевое развитие, речевое общение.
Эта задача включает ряд специальных задач:
-овладение речью как средством общения и культуры;
-воспитание звуковой культуры речи,
-обогащение, закрепление и активизация словаря,
-совершенствование грамматической правильности речи,
-обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи,
-воспитание интереса к художественному слову.
В своей группе мы уделили внимание проектной деятельности, которая, безусловно, является одним из эффективных способов решения данной проблемы, ведь именно в проектной деятельности сочетаются такие немаловажные принципы, как сотрудничество педагога с детьми и принцип совместного развития. Также немаловажной деталью является то, что именно метод проектной деятельности даёт детям возможность самостоятельно приобретать и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки. Также несомненным плюсом данного метода является то, что он позволяет вовлечь родителей в совместную деятельность дошкольников в и раскрыть ценности совместного творчества с детьми, а также повысить их компетентность в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе.
Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеют произведения замечательного детского писателя К. И. Чуковского. Произведения К. И. Чуковского очень веселые, добрые, понятные для понимания и легкие для запоминания. Дети хорошо запоминают тексты, ритмично произносят их, драматизируют сказки. Это способствует развитию речевого аппарата, словарного запаса, развитию дикции, фонематического слуха у детей, уверенности в себе.
Книги Чуковского пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды, прививают культурно гигиенические навыки, бережное отношение к вещам.
Целью данного проекта является :
Развитие устойчивого интереса к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского, формирование свободной творческой личности ребёнка через ознакомление детей с произведениями К. И. Чуковского.
Задачи проекта :
1. Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К. И. Чуковского, особенность его языка;
2. Развивать интерес к иллюстрациям лучших художников-иллюстраторов детской книги;
3. Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности;
4. Развивать творческие способности детей в процессе реализации проекта.
5. Активизировать влияние семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения, в т. ч. посредством посещения библиотеки.
6. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, вырабатывать навыки грамотного читателя через совместные мероприятия.
Вид проекта : познавательно - творческий
Участники проекта : воспитатели, воспитанники старшей группы, родители
Продолжительность проекта : краткосрочный 2 недели
Проблема: отсутствие интереса к чтению художественной литературы
Причины:
-Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературе в ДОУ и семье,
-Непонимание родителями значения чтения детских книг для воспитания ребенка как читателя,
-Интерес к книге подменяется просмотром телевизора, играм в телефон, планшет, ПК.
Предполагаемый результат:
1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.
2. Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского.
3. Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только ля развлечения, но и для получения знаний.
4. Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений.
Продукт проектной деятельности :
1. Выставка детских поделок из пластилина по произведениям К. И. Чуковского
2. Литературная викторина
3. Оформление книжной выставки «Мой любимый Чуковский»
4. Выставка детских рисунков по произведениям К. И. Чуковского
5. Изготовление детьми с родителями книжки-малышки
Работа над проектом проходила в 3 этапа :
Подготовительный этап
На подготовительном этапе:
Мы сформулировали проблему. Собрали материалы о жизни и творчестве писателя К. И. Чуковского.
Провели консультацию для родителей «Воспитание сказкой» и «Приобщение детей к чтению». Родители могли прочитать информацию о том, как художественная литература воспитывает, отражаясь на эмоциях ребенка.
Далее мы обсудили план работы, проанализировали собранный материал, распределили обязанности по проекту.
Основной этап
Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции всех образовательных областей.
Организованная образовательная деятельность :
1. Беседы «Корней Иванович Чуковский- детский писатель»
2. Чтение произведений К. И. Чуковского;
3. Викторина по произведениям К. Чуковского;
4. Оформление книжной выставки «Мой любимый Чуковский»
Продуктивная деятельность :
5. Художественное творчество «поделки из пластилина»;
6. Рисование по произведениям Чуковского.
7. Изготовление книжки-малышки
Игровая деятельность :
8. Дидактические игры: «Магазин посуды», «Узнай героя сказки по описанию», «Назови правильно»
9. С/Р игра «Книжкина больница», «Ветеринарная лечебница»
Заключительный этап
Анализ проектной деятельности
Проектная деятельность – это один из современных методов речевого развития детей. Способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества.
В ходе проектной деятельности у детей повысился интерес к чтению художественной литературы. Дети многое узнали о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского.
Родители с интересом включились в работу над проектом. Совместно с детьми, ими были сделаны книжки-малышки. Была создана библиотечка книг К. И. Чуковского.
Нами была оформлена выставка детских рисунков и поделок из пластилина
Была подготовлена консультация для родителей по домашнему чтению
В ходе проектной деятельности проводились занятия по чтению художественной литературы, беседы, занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка, рисование).
Были прочитаны сказки. Дети играли в ДИ И СР игры.
Итоговым мероприятием стала викторина «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского». Во время проведения викторины дети с удовольствием отвечали на вопросы, выполняли задания, отгадывали сказки по отрывкам.
Проект прошел успешно. Цель проектной деятельности достигнута, все задачи выполнены.