МААМ-картинки

Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности

Анна Добровольская
Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений, мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые несбыточные мечты в жизнь. И всё это благодаря нашей фантазии. С фантазией же напрямую связана такая психологическая функция как воображение. Воображение является возрастным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Однако в настоящее время наблюдается «обеднённость» детского воображения. Наши современные не доигравшие, не до фантазировавшие и не прошедшие уровни развития воображения дети, к сожалению, не смогут легко обучаться в школе в силу своей психологической неподготовленности.

Публикация «Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности» размещена в разделах

Очевидно, что приоритетом в дошкольном образовании должно стать развитие воображения и творческой активности. Что же организовать педагогический процесс таким образом, чтобы развивать и обогащать детское воображение? Отсутствие системной работы, не разработанность проблемы развития воображения, и как следствие творческого активности.

Для решения этой проблемы необходимо следующие:

1. Внести коррективы в отношения «дети - воспитатель». Для того, чтобы развивать воображение и творческую активность, воспитателю необходимо помнить, что общение ребенка с окружающими — источник его психического развития. От того, насколько оно будет полноценным и разносторонним, зависит, в конечном счете, склад личности человека, его творческий потенциал. Поэтому общение с детьми должно предполагать неожиданности и разные позиции. Воспитатель, находясь в группе детей должен быть :

«Воспитателем как взрослый» - он много знает, с ним интересно, ему можно задать вопросы, обсудить насущные проблемы, он может научить чему-то новому.

«Воспитателем как ребёнок» - прекрасный актер, он может подыграть в любой ситуации, он идеальный партнер по играм и шалостям, он — взрослый как равный.

Организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обогатить игровую среду.

Пополнить и разнообразить материалы для творческой активности.

Отправной точкой для развития воображения служит направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Педагогу необходимо организовывать совместную деятельность, избегая демонстрации выполнения задания, помогая самостоятельно выйти ребёнку из сложившейся ситуации.

Развитию воображения способствуют :

ситуации незавершенности;

поощрение множества вопросов;

стимулирование независимости, самостоятельных разработок;

позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Необходимо развивать воображение во всех видах детской деятельности.

В таблице 1 представлены методы и приёмы развития воображения во всех видах детской деятельности.

Таблица 1

Деятельность Методы, приёмы, средства

Игровая

Использование игр с предметами заместителями не похожими на настоящие.

Использование в игре «подручных предметов»

Вовлечение детей в постановку детских мини-спектаклей для сверстников и малышей.

Придумывание новых правил к играм или своих игр, а также их изготовление.

Игры «Превращения»

Игры «Перевоплощения»

Коммуникативная

Использование словесных игр

«Составление предложений» Детям предлагается составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.

«Небылицы» Каждому ребенку задается серия вопросов: Кто? С кем? Где? Когда? - Что делали? Детей просят отвечать необычно, чтобы получились невероятные небылицы.

«Чепуха» Ведущий предлагает игрокам задумать какое-нибудь слово (имя существительное). Затем педагог задаё т поочередно детям вопросы: Что ты ел? На чем летал? С кем ты дружишь? На чем спишь? Чем расчёсывался? и др. Отвечая на вопрос, ребенок должен назвать задуманное им слово. Тот, у кого ответ совпадает по смыслу с вопросом, становится ведущим.

Подбор ассоциаций к определённому слову.

Придумывание рекламы (например, сказочная реклама: как будто в некоей волшебной стране есть магазин, где продают разные чудесные предметы).

Познавательно -исследовательская

Образование цветовых ассоциаций.

Рассуждение и экспериментирование «Что можно сделать из…» (пластмассовой бутылки, целой или с одним, двумя отверстиями, разрезанной вдоль или поперек, на равные или неравные части; коробки от конфет, круглой коробки от плавленого сыра, жестяной банки от кофе, крышек от бутылок или банок, спичечных коробков (одного, двух, десяти,проволоки, веревочек, палочек, деревянной ложки и лоскутка, шишек (одинаковых или разных,разноцветных кусочков оргстекла, кожи, ткани, пуговиц, старой варежки, перчатки, вязаной шапки, ненужных кубиков, старого неработающего будильника или радиоприемника, остатков обоев и многого другого.

изучение разных географических карт.

рассматривание чертежей, умение за различными проекциями представлять объект и, наоборот, умение изображать объекты в различных проекциях

моделирование

Изобразительная

Принятие детьми ролей скульптора, художника, дизайнера и т. д.

Использование нетрадиционных приёмов рисования.

Использование «путешествий» в картины (проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат; поговорить с героями картины, исследовать их эмоциональное состояние; отправиться в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине, в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди; создать свою композицию по поводу данного произведения).

Рассматривание "каляк- маляк" младших детей, абстрактных картин настоящих художников, рассматривание картин и придумывание названий.

Использование приёмов сравнения предметов и людей на картинах художников, скульптурах

( н-р: на кого похож этот человек? и т. д.)

Дорисовывание недостающих деталей.

Рисование впечатлений, воображаемых событий.

Использование в лепке дидактических упражнений :

«Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты.

«Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил?

«Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

«Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему.

«Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу, злого в доброго и т. д».

Аппликация (вырезать много разноцветных треугольников, кружков, прямоугольников и других

фигур, а потом попросить ребенка сложить из них все, что он может. Например, фигурку человека, животного или машину). Детям даются бумажные заготовки (цилиндры, кубы, конусы, полоски и др., а также разнообразный бросовый материал. Предлагается придумать и смастерить фантастическое растение, сказать, как оно называется, где живет и т. п.

Музыкальная

Восприятие музыки, отдельных музыкальных инструментов и сравнение их со звуками природы и т. д.

Выбор музыкальных инструментов, в том числе и нетрадиционных, для озвучивания природных явлений, предметов и образов окружающего мира.

Прослушивание произведений и изображение их характера мимикой, жестами, движениями.

Создание ситуаций, при которых к восприятию музыки подключаются все органы чувств ребенка: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Он «берет» её в руки, «рассматривает», какая она – тяжелая или легкая, страшная или веселая, колючая или мягкая, зовущая или отстраненная.

Придумывание различных танцевальных поз.

Составление небольших танцевальных композиций и исполнение их под музыку.

Использование упражнений:

«Танец» : предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.). Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.

«О чем рассказала музыка» : детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем обосновать свои впечатления и нарисовать свои представления.

Восприятие художественной литературы

Придумывание, какого - либо волшебного предмета или удивительного прибора, чтобы герою произведения легче было справиться с неприятностями. Наделить его свойствами, описать, как он может выглядеть.

В стихотворение вставлять другую рифму, чтобы было смешно

Придумывание новых названий к известным сказкам, стихам, фильмам и мультикам.

Придумывание продолжения всем известной сказки.

Перемешивание героев нескольких сказок и придумывание для них нового приключения.

Двигательная

Придумывание новых подвижных игр.

Придумывание новых способов применения предметов физкультурного инвентаря.

Двигательные инсценировки – драматизации.

Придумывание названий выполняемых движений.

Придумывание названия двигательного сюжета.

Варьирование условий выполнения упражнений.

Внесение усложнений в технику движений.

Использование имитационных действий.

Использование выразительности движений.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности» Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Как известно,.

Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых»Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых» Тема Деда Мороза и Снегурочки так любима нами, что мы часто в своём творчестве обращаемся к ней. Сколько в этих образов чудес, загадок,.

Использование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельностиИспользование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельности Я познакомилась с новым для меня видом конструирования в 2015 году, когда проходила обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности
Опубликовано: 13 января 2021 в 08:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Анна Добровольская (УИ 918195) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД