Анна Добровольская
Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений, мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые несбыточные мечты в жизнь. И всё это благодаря нашей фантазии. С фантазией же напрямую связана такая психологическая функция как воображение. Воображение является возрастным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Однако в настоящее время наблюдается «обеднённость» детского воображения. Наши современные не доигравшие, не до фантазировавшие и не прошедшие уровни развития воображения дети, к сожалению, не смогут легко обучаться в школе в силу своей психологической неподготовленности.
Публикация «Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности» размещена в разделах
Очевидно, что приоритетом в дошкольном образовании должно стать развитие воображения и творческой активности. Что же организовать педагогический процесс таким образом, чтобы развивать и обогащать детское воображение? Отсутствие системной работы, не разработанность проблемы развития воображения, и как следствие творческого активности.
Для решения этой проблемы необходимо следующие:
1. Внести коррективы в отношения «дети - воспитатель». Для того, чтобы развивать воображение и творческую активность, воспитателю необходимо помнить, что общение ребенка с окружающими — источник его психического развития. От того, насколько оно будет полноценным и разносторонним, зависит, в конечном счете, склад личности человека, его творческий потенциал. Поэтому общение с детьми должно предполагать неожиданности и разные позиции. Воспитатель, находясь в группе детей должен быть :
«Воспитателем как взрослый» - он много знает, с ним интересно, ему можно задать вопросы, обсудить насущные проблемы, он может научить чему-то новому.
«Воспитателем как ребёнок» - прекрасный актер, он может подыграть в любой ситуации, он идеальный партнер по играм и шалостям, он — взрослый как равный.
Организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Обогатить игровую среду.
Пополнить и разнообразить материалы для творческой активности.
Отправной точкой для развития воображения служит направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Педагогу необходимо организовывать совместную деятельность, избегая демонстрации выполнения задания, помогая самостоятельно выйти ребёнку из сложившейся ситуации.
Развитию воображения способствуют :
ситуации незавершенности;
поощрение множества вопросов;
стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Необходимо развивать воображение во всех видах детской деятельности.
В таблице 1 представлены методы и приёмы развития воображения во всех видах детской деятельности.
Таблица 1
Деятельность Методы, приёмы, средства
Игровая
Использование игр с предметами заместителями не похожими на настоящие.
Использование в игре «подручных предметов»
Вовлечение детей в постановку детских мини-спектаклей для сверстников и малышей.
Придумывание новых правил к играм или своих игр, а также их изготовление.
Игры «Превращения»
Игры «Перевоплощения»
Коммуникативная
Использование словесных игр
«Составление предложений» Детям предлагается составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.
«Небылицы» Каждому ребенку задается серия вопросов: Кто? С кем? Где? Когда? - Что делали? Детей просят отвечать необычно, чтобы получились невероятные небылицы.
«Чепуха» Ведущий предлагает игрокам задумать какое-нибудь слово (имя существительное). Затем педагог задаё т поочередно детям вопросы: Что ты ел? На чем летал? С кем ты дружишь? На чем спишь? Чем расчёсывался? и др. Отвечая на вопрос, ребенок должен назвать задуманное им слово. Тот, у кого ответ совпадает по смыслу с вопросом, становится ведущим.
Подбор ассоциаций к определённому слову.
Придумывание рекламы (например, сказочная реклама: как будто в некоей волшебной стране есть магазин, где продают разные чудесные предметы).
Познавательно -исследовательская
Образование цветовых ассоциаций.
Рассуждение и экспериментирование «Что можно сделать из…» (пластмассовой бутылки, целой или с одним, двумя отверстиями, разрезанной вдоль или поперек, на равные или неравные части; коробки от конфет, круглой коробки от плавленого сыра, жестяной банки от кофе, крышек от бутылок или банок, спичечных коробков (одного, двух, десяти,проволоки, веревочек, палочек, деревянной ложки и лоскутка, шишек (одинаковых или разных,разноцветных кусочков оргстекла, кожи, ткани, пуговиц, старой варежки, перчатки, вязаной шапки, ненужных кубиков, старого неработающего будильника или радиоприемника, остатков обоев и многого другого.
изучение разных географических карт.
рассматривание чертежей, умение за различными проекциями представлять объект и, наоборот, умение изображать объекты в различных проекциях
моделирование
Изобразительная
Принятие детьми ролей скульптора, художника, дизайнера и т. д.
Использование нетрадиционных приёмов рисования.
Использование «путешествий» в картины (проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат; поговорить с героями картины, исследовать их эмоциональное состояние; отправиться в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине, в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди; создать свою композицию по поводу данного произведения).
Рассматривание "каляк- маляк" младших детей, абстрактных картин настоящих художников, рассматривание картин и придумывание названий.
Использование приёмов сравнения предметов и людей на картинах художников, скульптурах
( н-р: на кого похож этот человек? и т. д.)
Дорисовывание недостающих деталей.
Рисование впечатлений, воображаемых событий.
Использование в лепке дидактических упражнений :
«Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты.
«Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил?
«Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
«Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему.
«Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу, злого в доброго и т. д».
Аппликация (вырезать много разноцветных треугольников, кружков, прямоугольников и других
фигур, а потом попросить ребенка сложить из них все, что он может. Например, фигурку человека, животного или машину). Детям даются бумажные заготовки (цилиндры, кубы, конусы, полоски и др., а также разнообразный бросовый материал. Предлагается придумать и смастерить фантастическое растение, сказать, как оно называется, где живет и т. п.
Музыкальная
Восприятие музыки, отдельных музыкальных инструментов и сравнение их со звуками природы и т. д.
Выбор музыкальных инструментов, в том числе и нетрадиционных, для озвучивания природных явлений, предметов и образов окружающего мира.
Прослушивание произведений и изображение их характера мимикой, жестами, движениями.
Создание ситуаций, при которых к восприятию музыки подключаются все органы чувств ребенка: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Он «берет» её в руки, «рассматривает», какая она – тяжелая или легкая, страшная или веселая, колючая или мягкая, зовущая или отстраненная.
Придумывание различных танцевальных поз.
Составление небольших танцевальных композиций и исполнение их под музыку.
Использование упражнений:
«Танец» : предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.). Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.
«О чем рассказала музыка» : детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем обосновать свои впечатления и нарисовать свои представления.
Восприятие художественной литературы
Придумывание, какого - либо волшебного предмета или удивительного прибора, чтобы герою произведения легче было справиться с неприятностями. Наделить его свойствами, описать, как он может выглядеть.
В стихотворение вставлять другую рифму, чтобы было смешно
Придумывание новых названий к известным сказкам, стихам, фильмам и мультикам.
Придумывание продолжения всем известной сказки.
Перемешивание героев нескольких сказок и придумывание для них нового приключения.
Двигательная
Придумывание новых подвижных игр.
Придумывание новых способов применения предметов физкультурного инвентаря.
Двигательные инсценировки – драматизации.
Придумывание названий выполняемых движений.
Придумывание названия двигательного сюжета.
Варьирование условий выполнения упражнений.
Внесение усложнений в технику движений.
Использование имитационных действий.
Использование выразительности движений.