Получи документы

Ценностно-смысловое понимание произведений искусства ребенком-дошкольником

Виктория Боенко
Ценностно-смысловое понимание произведений искусства ребенком-дошкольником
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня образование в России переживает непростой период: идет гуманизация образовательных технологий, процесс осознания человеком своей духовности, взаимоотношений с внешним миром, природой. И здесь мощным фактором общего развития личности является приобщение ребенка к культурно-историческому богатству человечества, к миру искусства. В соответствии с нынешним ФГОС художественно-эстетическое воспитание является одним из приоритетных направлений современного образования в ДОУ. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается основа ценностно-смыслового восприятия искусства. В связи с этим хочется озвучить мысль доктора педагогических наук, профессора РАО И. А. Лыковой:

Публикация «Ценностно-смысловое понимание произведений искусства ребенком-дошкольником» размещена в разделах

«Познание мира ребенком и построение в его сознании целостной картины мира наиболее гармонично осуществляется в художественно- эстетической форме, а его значимым результатом является гармонизация мировосприятия

личности».

Итак, каким быть подрастающему поколению? Какие иметь ценности? Дошкольное образование сегодня ставит перед собой решение этих важных вопросов. И невозможно переоценить значение возраста дошкольного детства как решающего в процессе становления и вхождения личности в социум. Для этого в ДОУ ведется огромная работа по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Это работа целенаправленная, систематическая, решающая задачи: научить «видеть» и «слышать» искусство, «разбудить» творческий потенциал ребенка. Но для этого прежде всего сам педагог должен владеть знаниями в этом вопросе, разбираться в произведениях искусства, да просто любить искусство.

Не нужно доказывать, что произведение подлинного искусства - всегда чудо! Даже когда все в нем кажется простым и ясным. Так, в свой неповторимый мир ведут нас шедевры Чайковского, Моцарта, Вивальди,Бетховена. А как хороши пейзажи Шишкина, Левитана. Конечно, прекрасен язык Пушкина, Бунина, Толстого. В каждом из произведений этих великих авторов нас прежде всего поражает человечность, величие нравственной идеи, вдохновлявшей художника, показавшей ему те образы, которыми он разговаривает с нами. Ведь искусство не только могучее средство познания жизни, но и великая очистительная сила, утверждающая в человеке все лучшее, делающая его сильнее, красивее, благороднее. Но все это существует лишь для того, кто обладает умением смотреть и слушать, воспринимать произведение искусства. А этому надо учить с детства!

Таким образом, одной из главных проблем эстетического воспитания является задача научить ребенка понимать искусство, знать его особый язык. В одних случаях он более прост, доступен, в других- более сложен. Умение видеть и слышать в применении к искусству означает нечто большее, чем просто внимательность и вдумчивость. Можно очень пристально рассматривать картину, слушать музыку или читать книгу, но так и не увидеть и не услышать самого важного, не понять замысла художника, остаться равнодушным к тому, что восхищает других. А ребенку тем более нужна подготовка, чтобы понимать язык искусства. Ведь немногие семьи могут похвастаться тем, что ходят с детьми в музей, театр, на выставки. А дошкольное образование может восполнить этот пробел в воспитании и развитии ребенка.

Итак, задачи, стоящие перед педагогом, важны и выверены:

- знакомить дошкольников с произведениями искусства;

- научить видеть и слышать произведения искусства;

- развивать творческое мышление дошкольников;

- прививать детям художественный вкус;

- формировать и накапливать опыт восприятия.

Очень важно: после услышанного или увиденного произведения необходимо вступать в диалог с детьми, говорить об их впечатлениях, эмоциях, чувствах. Хочу отметить, что сейчас в педагогике очень актуальна идея диалогизма. Главным качеством диалогового мышления является акцент на смысловую направленность, искренность, открытость, эмоциональность. Диалог как средство творческого мышления должен обязательно использоваться в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Важно помнить, что восприятие и познание ребёнком художественно-эстетического состоится тогда, когда удастся вызвать у него чувство творческого сопереживания.

Что еще важно? Игра, больше игры, жизнь в игре. Это тоже требования ФГОС. Для себя я рассматриваю такой путь реализации поставленной проблемы - непосредственное включение педагога в процесс игры. Здесь нужна смелость, инициатива, даже актерские качества. Нужно стать соучастником того мира, тех образов, в которые попадает ребенок. Ведь дети больше открываются, верят тогда, когда взрослые сами идут в позиции «рядом». Что я имею в виду? Педагогу нужно самому стать Феей, Волшебницей, Художницей (в зависимости от темы занятия, его цели). Например: дети слушают музыку С. Прокофьева «Фея зимы» и рассматривают картину И. Грабаря «Февральская лазурь». Появляется Фея-зима (музыкальный руководитель или воспитатель в костюме, т. о. начинается игра) и читает поэзию И. Сурикова «Белый снег пушистый…». Прочувствуют это дети? Поймут? Думаю, да. Впечатление останется!

Итак, разностороннее эстетическое воспитание способствует развитию самосознания детей, укреплению их творческой активности, помогающей лучшему самовыражению, способности созидать, ведет к гармонизации окружающего и внутреннего мира ребенка.

Публикации по теме:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений изобразительного искусства Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Государство признаёт детство важным этапом.

Восприятие красоты окружающего мира и произведений изобразительного искусства Нас, воспитателей давно волнует вопрос о том, как организовать процесс восприятия произведений изобразительного искусства с детьми дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ценностно-смысловое понимание произведений искусства ребенком-дошкольником
Опубликовано: 30 апреля 2015 в 16:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ценностно-смысловое понимание произведений искусства ребенком-дошкольником» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Боенко (УИ 341001) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД