Папки-передвижки

Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности

Елена Соловьева
Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Система проводится в несколько этапов. Вначале синонимы вводятся в пассивный словарь детей. Ознакомление детей с близкими по смыслу словами проводится наряду с решением других учебно-воспитательных задач. В работе используются синонимы – прилагательные, существительные, глаголы, наречия.

На следующем этапе работы продолжается накопление пассивного словаря детей. Но большее внимание уделяется активизации слов, ранее вошедших в пассивную речь обучаемых. Активизации синонимов способствуют разработанные автором лексические упражнения. Они обеспечивают правильное употребление слов и их сочетаний в ситуативно обусловленной речи. Кроме того, они рассчитаны на развитие у детей умения выделять слова, не синонимичные данным; составлять тексты со словами синонимического ряда; а также слова, близкие по смыслу; составлять синонимические ряды; выбирать из двух – трех синонимов наиболее подходящее той или иной речевой ситуации и т. д. Задания к упражнениям носят творческий характер: «Подбери нужное слово», «Составь с ними предложение», «Скажи по-другому», «Кто больше подберет слов со сходным значением», «Замени данные слова, близкими по смыслу» и др. Наряду с подобранными упражнениями широко используются лексические игры. Они формируют у детей, например, умение находить «зашифрованное» слово, заменять его синонимом, составлять фразы, в которых имеются близкие по значению слова, и определять, изменяется ли смысл высказывания от замены одного синонима другим. Ознакомлению с синонимами и выработке навыков их употребления способствуют также беседы по картинам, детским игрушкам. При использовании наглядности дети легко запоминают, вводимые в их речевой обиход, новые слова и обороты, тем более, когда используются малые жанры фольклора (стихи, песенки, считалки, поговорки, сказки и др.). О характере занятий по обогащению лексического запаса детей и развитию их речевых умений можно судить и по предложениям. Детям объясняют, что есть слова-друзья, которые об одном и том же говорят по-разному. Например, доктор - врач. Иногда слов-друзей бывает немного, например, только два: луна - месяц, летчик - пилот, богатырь - силач. А может быть слов-друзей целая группа. Вот борются два мальчика, кто-то победил, как можно по-другому сказать? Осилил, одолел, поборол, сладил, справился.

Публикация «Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности» размещена в разделах

Алескандрина И. Н. освещает вопросы изучения синонимичных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи. [1, с. 8-12]

Детей учат устанавливать синонимичные связи между словами, используя на занятиях занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрыть тему в доступной форме.

Работу с синонимичными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также дома с родителями. [1, с. 8 - 12]

Разработана следующая последовательность ознакомления детей с синонимичными словами :

• наблюдения, которые подводят детей к осознанию синонимичных слов в тексте;

• упражнения в определении синонимичных слов в тексте

• задания на группировку синонимичных слов и самостоятельный их подбор

• упражнения, направленные, на использование синонимичных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, составление рассказов).

Логопед объясняет сущность слов - синонимов «товарищей», их семантическую похожесть друг на друга, заучиванием. Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «товарищей», которые имеют похожее значение, должны быть связаны по смыслу.

Так же вопросами развития навыков понимания и употребления синонимичных значений слов в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи занимается Л. Г. Парамонова [58, с. 40-42]. Она указывает на то, что дети с ОНР часто подбирают синонимичные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Поэтому следует предложить детям послушать цепочку слов и назвать слово, которое не подходит. Например: разозлиться, разгневаться, рассвирепеть, расплакаться; несчастье, печаль, беда, скорбь, горе, обида; война, сопротивление, сражение, бой, битва, враги.

Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие синонимичные слова, тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова.

Игра с мячом «Назови слово – «товарищ». Логопед называет слово и бросает ребенку мяч. К заданному логопедом слову ребенок должен быстро подобрать родственное слово и вернуть мяч. Игра активизирует мыслительные способности детей, учит использовать накопленный но теме речевой материал, самостоятельно устанавливая между словами смысловые связи.

Одним из важнейших показателей богатства великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке.

Лексико-семантические упражнения полностью базируются на доступных, знакомых детям, в основном программных произведениях, которые являются не только наиболее эффективным материалом и средством овладения синонимами, развития и обогащения речи ребенка, но и способствуют совершенствованию качества мыслительных операций и мышления в целом, а возможно, и это самое главное, помогают детям прикоснуться в процессе работы к духовным ценностям нашей великой культуры.

В работе с синонимами использовались следующие приемы:

1) выделение из группы синонимов (синонимического ряда) наиболее подходящего к контексту содержания произведения, предложенной ситуации слова;

2) замена группы синонимов одним, но более выразительным и чаще употребляющимся в речи словом;

3) подбор синонимов к данному слову. Лексико-семантическим упражнениям с синонимами должна обязательно предшествовать предварительная работа с текстами произведений (чтение, беседа по содержанию, пересказ прочитанного, инсценирование, чтение наизусть заученных стихотворений и т. п., с репродукциями картин.

Работа с синонимами предполагает систематическое закрепление, повторение материала, варьирование и даже дублирование упражнений и целых занятий, а также самостоятельное использование синонимов в речевой практике.

Основное звено работы – работа над синонимическим рядом. Синонимические ряды – отражение микротем.

Таким образом, формированию понимания синонимов и умению их употреблять уделяли внимание С. В. Коноваленко, В. В. Коноваленко. В разработанной ими «Программе по развитию связной речи» представлен материал по развитию синонимии у дошкольников. Так е этими же авторами был разработан лексико-семантический тренинг «Синонимы». Так же вопросами развития знаний о синонимах занимались следующие современные логопеды: И. Н. Александрина [1], Л. В. Лопатина [44], Паромонова Л. Г. [59].

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе,.

Формирование партнерских отношений у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Отношения, называемые партнерскими, основаны на взаимопонимании и сотрудничестве, что, в свою очередь, способствуют нормальному проживанию.

Использование игровых приемов в работе с дошкольниками с нарушениями речи в различных видах деятельности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УТОЧНЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Консультация для педагогов на тему: «Организация природоохранной работы в различных видах деятельности» Консультация для педагогов на тему: «Организация природоохранной работы в различных видах деятельности» Когда у В. Бианки спрашивали, почему.

Мастер-класс для родителей «Игра в различных видах музыкальной деятельности детей» Мастер - класс для родителей. Тема: Игра в различных видах музыкальной деятельности детей. Цель: Познакомить родителей с методикой преподавания.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности Содержание: 1. Аннотация 2. Введение 3. Теоретические основы 3.1Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей 3.2Взаимосвязь.

Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога, как.

Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста в разных видах деятельностиРазвитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности В своей работе педагоги дошкольного образования сталкиваются с проблемой отсутствия навыков самообслуживания у детей. В условиях ДОУ, где.

Развитие мелкой моторики в различных видах деятельности В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования.

Сборник дидактических игр, направленных на формирование счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Составитель: Старцева О. С. Аннотация: В сборнике дано описание игр с математическим содержанием, способствовавшим развитию счетной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности
Опубликовано: 4 ноября 2015 в 00:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Соловьева (УИ 195497) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД