Оксана Васильева
Игры с водой как средство коррекции речевой и познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с водой как средсво коррекции речевой и познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ребенок весь окружающий мир познает с интересом маленького гения, неутомимо и жадно. И основная форма этого познания - игра. Она учит ребенка ориентироваться в окружающей действительности. В процессе игры он получает основные навыки, первые уроки социализации, учится владеть речью и словом.
Публикация «Игры с водой как средство коррекции речевой и познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Игры с водой для дошкольников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Игры с водой относятся к любимым играм детей. В основу этих игр должно быть положено стремление ребенка активно действовать исследовать природный материал.
Задача взрослых – воспользоваться тягой ребенка к познанию мира, дать ему знания с помощью эмпирического метода, то есть на собственном опыте.
Таким образом, при условии систематического педагогического руководства дети среднего возраста могут играть в содержательные игры с таким природным материалом как вода.
Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Они обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны игры с водой всегда доступны и могут не просто заинтересовать, развлечь, поднять эмоциональный настрой ребёнка, но служить средством познания окружающего мира. Они способствуют развитию тактильно - кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз – рука», позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления. У дошколят формируется способность к наблюдению, развиваются навыки исследовательского поведения, они учатся делать простые умозаключения, суждения, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности.
Игры с водой это, сфера творческой деятельности ребёнка, где развиваются коммуникативные и речевые способности. Во время игр возможны стихотворные вступления, использование потешек.
Хотелось бы отметить особенности развития
детей 4 – 5 лет с ЗПР
• снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов);
• низкая речевая активность; ограничен словарный запас (расхождение объёма активного и пассивного словаря; неточное употребление слов);
• отсутствие умений общаться со взрослыми и сверстниками;
• несформированность умений планировать свои действия, нежелание выполнять просьбу, поручение взрослого.
• импульсивность поведения и зависимость от настроения в текущий момент;
• низкая работоспособность.
У детей наблюдается отставание в развитии познавательных процессов : восприятия, внимания, памяти и речи. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия, нарушены функции активного и произвольного внимания. Дети практически не интересуются предметами и явлениями окружающей действительности.
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети с трудом классифицируют предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма.
Среди личностных контактов детей преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Речь неразрывно связана с развитием мелкой моторики. Практика показывает, что дети 4-5 лет с ЗПР имеют низкий, неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. И это закономерно.
Своеобразно поведение и психическое развитие детей данной категории.
Почему я обратилась к этой теме? Нашу группу с начала учебного года посещают дети среднего возраста. Получилось так, что все они пришли к нам в сентябре месяце из разных д/с. Группу посещают 12 мальчиков и 2 девочки. Период адаптации проходил очень сложно, в том плане, что каждый ребенок хотел быть лидером среди группы сверстников и на основе этого совместные игры быстро заканчивались. Осложнялось положение тем, что поведение у каждого было нестабильно. Нам приходилось продумывать и подбирать материал и игры в течение дня так, чтобы дети были постоянно заняты. Но интерес к занятиям любой деятельностью у наших подопечных пропадает быстро, и я решила попробовать увлечь их играми с водой.
Использование водной терапии в работе с такими детьми позволяет гармонично развивать познавательные процессы, мелкую моторику, коммуникативные навыки, эмоционально стабилизировать детей.
Цель нашей игровой деятельности - формирование взаимосвязи между основными компонентами познания (действие, слово, образ, развитие ориентировочно-исследовательской деятельности при решении проблемно-практических задач.
Задачи:
• Формировать умение сосредотачивать внимание на предметах, умение наблюдать.
• Учить способам обследования предметов, веществ.
• Развивать восприятие, произвольное внимание.
• Развивать наглядно-действенное мышление.
• Учить использованию предметов, имеющих фиксированное назначение, развивать координацию движений.
• Обогащать словарный запас, учить вести диалог.
• Знакомить со свойствами воды.
• Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность.
Этапы работы с детьми:
1) На первом этапе мы знакомились со свойствами воды. Проводились игры : «Потрогаем водичку», «Здравствуй, водичка», «Дождик», «Стирка», «Кораблики», «Попробуй на вкус», «Чем пахнет вода?», «Горячая, теплая, холодная», «Вода принимает форму», «Цветная вода» пальчиковые игры в воде.
2) На втором этапе выявляли внутренние связи между предметом-целью и предметом-средством, переносили полученные представления на разнообразные ситуации. Игры : «Моем овощи и фрукты», «Поймай мяч», «Достань камешки», «Налей полный стакан», «Вылови шарики», «Волшебная губка», «Сквозь сито», «Брызгалка».
3) Обучение методу целенаправленных проб проходило у нас на третьем этапе. Мы играли в игры : «Поймай рыбку», «Напои птичку», «Была лужа – её нет», «Выпрыгивающие игрушки», «Поиск сокровищ», «Мыльные пузыри».
4) На четвертом этапе мы определяли причинно-следственные зависимости. Проводились игры : «Плавает – тонет», «Полей цветы», «Занимательные льдинки».
Потенциал у этих игр большой. Их можно усложнять и постепенно подводить детей к экспериментированию в старшем дошкольном возрасте.
Результатом работы явилось то, что у всех детей начали формироваться представления о свойствах воды, мы узнали, что:
• Вода – это бесцветная жидкость, не имеет вкуса и запаха, принимает любую форму, её можно измерить, заморозить.
• Все дети научились обследовать предметы и вещества самостоятельно.
• Познакомились со свойствами предметов и материалов.
• Научились делать простейшие умозаключения.
• Выполнять простейшие правила поведения и играть в подгруппе.
Таким образом, игры с водой - это одна из форм естественной деятельности ребенка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах.