Елена Семина
Развитие творческой личности дошкольника в процессе дизайн-деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. В дошкольном возрасте эту задачу возможно решить через развитие у детей изобразительного творчества.
Публикация «Развитие творческой личности дошкольника в процессе дизайн-деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Обращаясь к проблеме развития детского изобразительного творчества, выявив его понятие, а также критерии оценки и уровни развития, мы обратились к новому на сегодняшний день направлению – детскому дизайну. Наша задача показать возможности детской дизайн-деятельности в развитии изобразительного творчества детей.
История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Данный нам природой механизм восприятия «красиво-некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной».
Культура дизайна как область художественного проектирования объектов быта и окружающей среды сегодня по праву выступает показателем современной цивилизации. Возникновение дизайна, имеющего непосредственное отношение к современной деятельности, приходится на период, наступивший после Второй Мировой войны. Причем наиболее стремительно он начал развиваться в Японии. Первая же дизайнерская контора появилась в США в начале 20-го века. Американский дизайн не ассоциируется с видом искусства, а создает впечатление о том, что служит для материальных целей раскрутки товара. Наиболее яркими примером американского дизайна является серия деятельности таких фирм как Nokia, Filips, Motorola, Siemens и Samsung.
Что касается России, то в русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. «Disegno» – это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. В истории нашей страны встречались такие обозначения дизайна, как «Декоративное искусство» или «Техническая эстетика».
Как считает Г. Н. Пантелеев, «период проникновения дизайн-культуры в Россию назван «эпохой протодизайна». Мастера-ремесленники со свойственным им художественным вкусом создали образцы утилитарного искусства, сочетая в изделиях быта и орудиях труда единство красоты и целесообразности». Он дает свое определение понятия дизайн. Это «конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты.». Ярыгина А. дает несколько иное определение данного понятия – «это вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом».
Предпосылками дизайнерского искусства являются :
• прежде всего, естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и все более совершенных образов;
• экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна.
Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует дизайн интерьера, дизайн одежды, дизайн книги, ландшафтный дизайн, предметный дизайн, выставочный дизайн, Web-дизайн.
Анализируя различные работы исследователей дизайна мы выяснили, что сегодня мнение специалистов, является ли дизайн искусством, сходится в том, что дизайн-продукт может быть произведением искусства, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ.
Для развития творческого воображения дошкольников применимы различные педагогические технологии: «Детский дизайн» (автор Г. Н. Пантелеев, «Детский дизайн» (автор Н. Л. Давыдова, «Графический дизайн» (автор А. И. Ярыгина).
Гибкое, неординарное решение проблем, умение быстро переключатся с одной идеи на другую, способность работать в необычной обстановке, умение видеть что-то особенное в рутинном, и что-то рядовое в особенном - все эти характеристики символизируют человека с креативным мышлением. Если ты не гений от рождения, то при всем твоем желании супер-человеком ты не станешь, а вот креативные характеристики можно очень даже неплохо развивать.
Именно это положено в основу технологии дизайн – деятельности, разработанной Георгием Пантелеевым, представляющую собой форму взаимодействия детей и взрослых через организацию таких типов детского дизайна, как:
• плоскостной (аппликативно-графический);
• объемный (предметно-декоративный)
• пространственный (архитектурно-художественный)
Типы детского дизайна по Пантелееву реализуются в трх направлениях деятельности:
• «аранжировки»;
• дизайн одежды;
• декоративно-пространственный дизайн.
Данную технологию мы адаптировали в соответствии с возрастными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста, с условиями детского сада для повышения эффективности развития их творческого воображения.