Светлана Романова
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности
Из опыта работы воспитателя Романовой Светланы Леонидовны, детский сад № 21 «Звездочка»,
г. Минусинск Красноярского края
Воспитание-дело совести,
образование-дело науки,
позднее уже в сложившемся человеке
оба вида познания дополняют друг друга.
Виктор Гюго.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Сегодня, когда по-иному, широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто их решает - а это, в первую очередь, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, непоколебимой остается идея приобщения детей с самого раннего возраста к театральной деятельности.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» произошло от слова «творить», а в общественном смысле оно означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность рождающая нечто новое. Это ее существенный признак. А также это свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Детское творчество – это одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие другие.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало. Это ему дает огромное эмоциональное наслаждение.
Связь всякой театральной деятельности с игрой очевидна. Более того, она синкретична, то есть содержит в себе элементы самых разных видов искусства.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, быстроте усвоения новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, настойчивости, целеустремленности. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается «творческость» - умение комбинировать образы, интуитивизм, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями помогают реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Игра в театре воспитывает духовно и физически, помогает развивать индивидуальное «я».
Особое место в театральной деятельности следует уделять пьесам, основанным на стихотворных тестах. Влияние поэтического слова на личность общеизвестно. Благодаря простоте и музыкальному звучанию слов дети, играя роль, легко запоминают текст, приобретают вкус к образным выражениям.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. В результате развивается ассоциативно-образное мышление, формируются нравственные и эстетические позиции.
Упражнения для развития речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть телом, осознать пластические возможности движений при создании образов.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Ребенок становится раскрепощеннее, общительнее, учится четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театральной деятельности трудно переоценить, оно огромно для формирования характера и миросозерцания творческой личности ребенка.
Театрализация сказки «Колобок» подготовительная группа
ДЕД :
Погодика,бабка, слышишь,
В кладовой скребутся мыши.
Ты скорей туда пойди,
По сусекам помети.
Собери муку в совок,
Испеки нам колобок.
В общем, бабка, покумекай.
БАБКА:
Ты ж пока сходи на реку
И водицы принеси,
Чтобы тесто замесить!
Ну а лучше ключевой,
Да не мертвой, а живой!
ВОЛК:
Хочет ухватить волчок
Всех зубами за бочок,
Положить в свой ротик,
А потом в животик.
Ты вот свеженький совсем!
Погоди, тебя я съем!
МЕДВЕДЬ:
Обожает с медом пышки кушать косолапый мишка.
Ты же свеженький совсем!
Погоди, тебя я съем!
КОЛОБОК:
Не хочу я быть обедом!
Я ушел от бабки с дедом,
Ты меня бы не пужал!
Я от зайца убежал!
Догонять меня без толку,
Убежал я и от Волка.
Я не попаду в беду,
От тебя,Медведь,уйду!
ЛИСА:
Вы слыхали про Лису?
Нет хитрей меня в лесу.
В назиданье детям всем
Колобка сейчас я съем!