Надежда Морозова
Воспитание творческой личности дошкольника через организацию работы кружка «Тестопластика» по дополнительному образованию
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
В условиях стандартизации дошкольного образования развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение. Воспитание творческой личности является одной из важнейших задач современного образования.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Фундамент формирования основ творческой личности закладывается именно в дошкольном возрасте. Ну а наиболее эффективным средством для развития творческого потенциала детей является продуктивная деятельность.
В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению фантазии и творчества, я использую такой вид продуктивной деятельности, как лепка из солёного теста в кружке дополнительного образования «Тестопластика».
Начинала я свою кружковую работу с детьми второй младшей группы (3-4 года). И вот уже четвертый год работа кружка продолжается. Мною были разработаны образовательные программы на все возрастные группы, главной целью которых является - Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения искусству тестопластики.
Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, я решаю ряд очень важных задач: стимулирую творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей; воспитываю интерес к продуктивной деятельности и эмоционально– положительное отношение к ней; развиваю изобразительные навыки и умения; развиваю мыслительные операции: анализ, сравнение (на что похоже, выделение характерных признаков; развиваю восприятие, воображение, память, внимание, мелкую моторику.
На этапе работы с детьми трех-четырех лет жизни одной из задач работы кружка являлось повышение интереса к новому виду деятельности и новому материалу – соленому тесту.
В средней группе главным направлением деятельности кружка является знакомство детей с различными способами лепки и способами оформления вылепленных изделий.
В старшей и подготовительной группе работа направлена на детское творчество и создание в основном композиционных работ.
Главное, на начальном этапе работы кружка - это создание условий для развития мотивации и интереса у детей к лепке, как виду художественно-творческой деятельности; развитие сначала простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом. И лишь потом - развития воображения, художественного вкуса, творческих способностей старших дошкольников.
Для поддержания интереса к своей деятельности, я использую различные формы проведения занятий: игры-путешествия, занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-сюрпризы и др. Наличие интереса побуждает детей к творчеству, приносит им радость. Я всегда стараюсь побудить детей к творчеству. Мы с ними обыгрываем поделки, оживляем персонажи, читаем стихи, потешки и т. д.
В качестве фактора, снимающего напряжение, стимулирующего деятельность детей на занятиях, я часто использую музыкальное сопровождение, это создаёт особый эмоциональный фон, открывает возможности для развития художественной культуры воспитанников, а так же поддерживает спокойную атмосферу во время занятия.
Для воспитания у дошкольников значимости и полезности их труда, я использую продукты их творчества для игр - драматизаций с использование фигурок-персонажей из солёного теста, в качестве подарков для родителей, друзей, сувениров к праздникам, атрибутики для театрализованной деятельности и сюжетно-ролевых игр. Максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости и гордости от того, что они умеют создавать прекрасное своими руками.
Одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, дети могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда. Поэтому, каждый месяц для родителей в раздевалке мы с ребятами организуем выставку работ из соленого теста. Родители всегда проявляют большой интерес к таким выставкам и творчеству своих детей. Более того, они рассказывали, что приходя домой, ребята с таким удовольствием и эмоциями рассказывали о проделанной работе в кружке, что мамы стали использовать лепку из соленого теста и для занятий с детьми дома. Некоторые даже приносили свои домашние поделки в сад и с гордостью рассказывали, как они с мамой делали поделку. Таким образом, родители тоже были вовлечены в творческий процесс. Им предлагались различные рекомендации и консультации по лепке из соленого теста, памятки по изготовлению теста, сушке и окрашиванию поделок. Я считаю родителей надёжными помощниками в вопросах развития детского творчества, так как только в результате воспитания природные качества ребёнка трансформируются в художественно-творческие способности. Родители, так же как и педагоги, помогают приобщить детей к миру художественного творчества и раскрыть их творческий потенциал, обогатить внутренний мир, развить их интересы и способности.
На основании проведенных ежегодных мониторингов воспитанников, посещающих кружок дополнительного образования «Тестопластика», я могу сделать следующие выводы, что на занятиях по лепке из соленого теста, виден рост развития творческих способностей детей. Их замыслы становятся все более самостоятельными. Дети стремятся к наиболее полному раскрытию замысла. Используют различные способы и приемы лепки. Уверенно применяют инструменты в работе. Свои работы дополняют вспомогательными материалами. Знают и применяют основные и дополнительные цвета при раскрашивании поделок. Проявляют в самостоятельной деятельности свои творческие способности.
Таким образом, можно смело сказать, что поставленная мною цель - «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения искусству тестопластики», достигнута. Лепка из соленого теста действительно способствует развитию творческих способностей, воображения, логического мышления и мелкой моторики. Тестопластика - удивительное занятие познания бесконечного творчества!