зарема курт-эмин
Развитие творческой личности ребёнка в процессе изобразительной и музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Курт-Эмин Зарема Нуриевна, воспитатель, работаю с детьми с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.
Представляю «Симферопольскую специальную школу- интернат № 2».
Посылом к определению проблемы, над которой я работаю, стали слова Фридриха Шиллера:
«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует прежде всего, воспитать эстетически».
Моё педагогическое кредо:
«Жить в красоте, замечать красоту, учить создавать и беречь красоту вокруг себя».
Публикация «Развитие творческой личности ребёнка в процессе изобразительной и музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Любовь к ребёнку рождается раньше его появления на свет. С будущим малыша связаны многие надежды и мечты. Все родители хотят, чтобы их сынишка или дочурка были здоровы, счастливы и талантливы. Но вот в дом приходит беда – малыш не слышит. Горе и отчаяние близких велико. Им трудно поверить, что самое дорогое для них существо никогда не услышит их ласкового голоса, щебета птиц, звуков музыки…
Нарушение слуха – не повод опускать руки, а глухота – не приговор, вынесенный ребёнку природой. Тысячи не слышащих людей живут полноценной жизнью, дети вырастают разумными, воспитанными, счастливыми и очень талантливыми.
Дар слышать Бог даёт не всем живущим.
Мне даром этим нужно поделиться.
С детьми, в тиши безмолвия растущим,
Чтобы талантам их помочь раскрыться.
Мой долг – их слышать сердцем научить,
Как музыка звучит, как песня льётся,
Дать им почувствовать и ощутить
То волшебство, что творчеством зовётся.
Ах, как мечтают мамы, папы и педагоги вырастить талантливого ребёнка. Но, к сожалению не так это просто. Воспитатель находится рядом с ребёнком в самые трепетные, неповторимые и уникальные годы его жизни. И очень важно, чтобы он, воспитатель в полной мере осознал значимость и ответственность своей миссии и, по возможности, смог обеспечить полноценное развитие, обучение, воспитание, а так же психологическую защиту ребёнка.
В моей группе 7 детей с глубокими нарушениями слуха. Внутренний мир этих детей очень сложен. Как помочь им понять, почувствовать всё многообразие окружающей жизни?
Для этого приоритетным направлением своей работы я определила развитие художественно – эстетических способностей детей.
Для достижения положительных результатов мною были поставлены следующие задачи:
- формировать художественные умения в области рисования, аппликации, лепки, конструирования;
- обучать детей элементам пения, как жестового, так и голосового, движениям под музыку;
- развивать словесное творчество;
- учить видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве;
- воспитывать художественный вкус.
В течении всех лет обучения проводились комплексные психолого – педагогические обследования детей с ОВЗ по методике Т. В. Николаевой, Р. С. Немова, Т. Е. Рыбакова. Задания были направлены на определение элементарных умений ребёнка с нарушенным слухом в рисовании, на выявление простейших конструктивных умений, на определение уровня сформированности основных движений.
Всем известно, что значительное снижение слуха приводит к резкому недоразвитию речи и отрицательно сказывается на общем психофизическом развитии ребёнка.
Дети, поступившие в дошкольное учреждение в 2012-2013г. (1год обучения) :
56% - значительное отставание от возрастной нормы;
44% - отставание от возрастной нормы;
Соответствие возрастной норме – 0%.
Данные обстоятельства побудили меня к поиску новых подходов в организации педагогического процесса, который строится на определённых принципах, ведущий из которых – развитие творческих начал.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я стараюсь в каждом ребёнке разглядеть и развить его способности, его талант. Этому способствует и демократический стиль общения, постоянное стремление к созданию для каждого ребёнка ситуации успеха и условий для свободного самовыражения детей.
Педагогическая работа по развитию художественно – эстетических способностей детей осуществлялась в процессе обучения на фронтальных занятиях по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности, музыкально – двигательных занятиях. Это и театральные постановки, экскурсии, участие в тематических выставках, встречи с интересными людьми, праздники и развлечения. (слайды занятий по рисованию, лепке)
- Это всё то, где ребёнок может состояться как творческая личность. И очень важно, чтобы дети знали, что их увидели, услышали, их талант заметили.
В своей работе считаю важным осуществлять системный подход к организации взаимодействия с родителями по вопросам художественно – эстетического развития детей. Выстраивая модель содружества с семьёй, определила три наиболее актуальные задачи:
Основные задачи работы с родителями:
- повышение педагогической компетенции родителей;
- активное вовлечение родителей в воспитательно – образовательный и творческий процессы;
- гармонизация детско – родительских отношений.
За эти годы сложилась система работы, которая включает разные формы:
- педагогические консультации и беседы;
- дни открытых дверей;
- участие родителей в тематических выставках, экологических акциях ;
- совместное проведение праздников, развлечений и экскурсий.
Вашему вниманию были предложены результаты 4-х летней очень кропотливой, ежедневной, ежеминутной, творческой работы с моими детьми по развитию их творческих способностей. Эта работа велась в тесном сотрудничестве с профильными специалистами: учителем- дефектологом, педагогом - психологом, музыкальным руководителем и родителями. Каковы же результаты? Вначале каждого учебного года был проведён мониторинг умений и навыков детей.
Для выявления положительной динамики развития изобразительных и музыкальных умений детей с недостатками слуха.
Так в 2012-2013 уч. году показатель значительного отставания от возрастной нормы составил 56%.
В 2015-2016 уч. году он снизился до 0%.
Показатель отставания от возрастной нормы улучшился за четыре года на 14 % и составил в 2015 -2016 уч. году 30%.
За четыре года обучения пять детей из семи вышли на уровень соответствия возрастной норме.
Общий показатель положительной динамики работы по развитию художественно - эстетических способностей детей с нарушением слуха, находится на достаточно высоком,учитывая особенности развития детей, уровне и составляет в среднем 11%.
Анализируя диаграмму делаю вывод: стабильная динамика развития детей говорит об эффективности использования основных педагогических подходов, методов, обеспечивающих решение поставленных задач.
Успехи моих детей, безусловно, радуют меня как педагога, а достигнутые результаты побуждают продолжать поиски новых форм, методов и приёмов работы с детьми с нарушением слуха для более эффективного развития их художественно- эстетических способностей и интересов.
Дети подрастают и становятся школьниками, а мне как педагогу остаётся только интересоваться их успехами в их новой повзрослевшей жизни. И следовать человеческим и профессиональным принципам которые я уже выработала для себя:
«Светить, любить, творить, зажигать.
Не останавливаться на достигнутом.
Идти в ногу со временем, любить и уважать детей,
Находить свою изюминку в каждом деле».