мария макарова
Самообразовательная работа «Воспитание творческой личности дошкольника в условиях коллективной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразовательная работа
«Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности посредством приобщения к народному творчеству родного края»
Выполнила: воспитатель младшей группы Макарова Мария Юрьевна 2016г.
Цель: Развивать эстетическое восприятие через приобщение к народно-декоративному искусству (дымковская роспись) посредством внедрения коллективной формы организации изобразительной деятельности детей 2-4лет.
Задачи:
Публикация «Самообразовательная работа „Воспитание творческой личности дошкольника в условиях коллективной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
- Расширить собственные представления о дымковском промысле; повысить уровень знаний о коммуникативных особенностях детей 2-4лет посредством изучения литературы поданной теме, использование ресурсов интернета, самообразования.
- Разработать перспективный план работы по ознакомлению с дымковским промыслом, который составляет эстетическую среду, формирует эмоциональную отзывчивость.
-Организовать работу клуба «Дымка», разработать план взаимодействия с детьми, родителями, коллегами.
- Оформить в группе уголок народного творчества, выставки детских работ по данной теме.
- Подготовить и реализовать проект по художественно-эстетическому воспитанию детей 2-4 лет «Знакомство с дымковской игрушкой».
Введение
Формирование нравственно-эстетических качеств может достигаться при помощи разных средств. Одним из наиболее важных является изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться как индивидуально, так же, может объединяться в коллективную композицию.
Для формирования коммуникативных способностей детей очень важно использовать в работе создание общих картин, композиций, где объединяются работы всех воспитанников группы. Использование народных прикладных промыслов (в моей работе это дымковская игрушка) делает коллективную деятельность детей интересной, яркой, впечатляющей, учащей видеть красоту во всём, что их окружает. Дети понимают, что совместная работа даёт более значительный результат, чем у каждого в отдельности.
Коллективная форма организации изобразительной деятельности будь то лепка, рисование или аппликация очень нравятся детям. Здесь каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту-результату совместной деятельности, созданный вместе со всеми он получается более впечатляющим, гораздо сильнее затрагивающим детей. Однако это не снижает значения деятельности каждого ребёнка, его индивидуальных усилий. При этом значимости общего результата зависит от качества работы каждого: чем лучше каждая индивидуальная часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция.
Я считаю, что наиболее подходящим для выполнения коллективных композиций является народное творчество, оно обладает огромной силой эмоционального воздействия, для формирования духовного мира ребёнка. Дымковская роспись образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту окружающего мира. Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении даёт возможность решать задачи художественно-эстетического развития детей; постоянное продуманное знакомство с дымковским промыслом, планомерное. Целенаправленное обучение лепке. Росписи игрушек позволяет добиться хороших изобразительных навыков детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность. Активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Пояснительная записка
Коллективная изобразительная деятельность. включающая в себя рисование, лепку, аппликацию – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Она имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Изобразительная деятельность является частью вей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми её направлениями. Она способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма работы даёт формирует умения и навыки работать вместе, решает задачи коммуникативного воспитания. Позволяет детям общаться, развивать привычку к взаимопомощи, создаёт почву для формирования общественно ценных мотивов. Занятия по ознакомлению с дымковским народным промыслом не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства.
Использование дымковской народной игрушки даёт возможность научить детей технике рисования, выделять и передавать цветовую гамму, подвести их к творческому процессу. Позволяет сделать непосредственно образовательную деятельность интересной, впечатляющей, развивает творческую инициативу. Уверенность. Активность. Самостоятельность.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства компетентности.
Задачи:
- Развитие личных способностей к анализу и проектированию самообразовательной деятельности в соответствии с тенденцией развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- проявление своего творческого потенциала посредством исследовательской деятельности;
- формирование у детей умений и навыков совместного творчества, взаимопомощи, расширения представлений о народном дымковском промысле.
План
Срок реализации: 1 год
Теоретический этап.
1. Изучение методической литературы по теме «Коммуникативные способности дошкольников в художественно-эстетической коллективной деятельности» - в течении года
2. Использование интернет ресурса в подготовке мероприятий с родителями, детьми, коллегами - в течении года
Практический этап
1. Изучение опыта, методик и технологий – в течении года
2. Индивидуальные консультации для родителей, консультация «Знакомство с народными промыслами родного края» - ноябрь, январь
3. Фотоотчёт «Коллективная форма организации художественно-познавательной деятельности» - март
4. Создание уголка народного творчества и выставки детских работ – в течении года
5. Родительское собрание на тему «Знакомство с дымковской игрушкой». – февраль
5. Презентация «Коллективная художественная деятельность детей младшей группы» - март
6. Самоанализ проделанной работы, проведение открытого мероприятия в рамках проекта «Знакомство с дымковской игрушкой». – апрель
7. Отчёт о проделанной работе, обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ – май
8. Планирование самообразовательной деятельности и перспектив развития – июнь-август
9. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе – в течении года
Необходимо, чтобы коллективной деятельности предшествовал подготовительный этап, который знакомит детей с народными промыслами родного края, его колоритом, даёт знания по теме будущей работы, помогает сформировать у них яркие образы, пробуждает творческую инициативу, желание воплощать в собственной изобразительной деятельности образы дымковской игрушки. Для этой цели используются различные формы деятельности: экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.
Основной этап – этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить творческие замыслы в композициях с дымковской игрушкой, но и создать в ходе коллективного создания образов условия самостоятельного взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.
Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это взаимодействие детей с уже завершённой работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие. Выполненную детьми композиционную работу лучше всего на несколько дней оставить в групповой комнате. Она не раз привлечёт внимание детей, станет объектом разговоров, обсуждений, дискуссий, игр, стимулирует рождение новых творческих замыслов, предложений к уже созданной композиции.