Ольга Беляева
Развитие творческого воображения и речи дошкольников в театрализованных играх
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из наиболее эффективных средств комплексного развития детей дошкольного возраста является применение театрализованных игр. В процессе использования театрализованных игр происходит развитие дошкольников в рамках всех образовательных областей, что связано со спецификой театрализации. Во время театрализованных игр дети познают новое, учатся общаться, развивают свою речь, начинают более чутко воспринимать искусство и т. д.
Публикация «Развитие творческого воображения и речи дошкольников в театрализованных играх» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Особое значение театрализованные игры имеют в развитии творческого воображения и речи детей дошкольного возраста. Необходимо отметить, что совершенствование речи детей предусматривается в образовательной области «Речевое развитие», а воображения – в образовательной области «Познавательное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 1.
Развитие речи и творческого воображения детей является в настоящее время крайне актуальной задачей, поскольку речевые навыки и творческий подход к любому делу во многом являются факторами, способствующими успешному обучению дошкольника в будущем в школе, а также достижению высоких результатов профессиональных результатов в жизни.
Проведенный нами анализ современной психолого-педагогической литературы подтверждает наличие значительного интереса исследователей к проблемам развития речи и творческого воображения детей дошкольного возраста, а также применения в этих целях театрализованных игр. Так, например, в работе Л. В. Ворошниной 2 раскрывается программа по развитию речи детей, предлагаются конспекты занятий и методические рекомендации. Изданы работы по развитию отдельных сторон речи детей : например, в работе Е. Е. Шевцовой и Л. В. Забродиной 5 рассматривается технология формирования интонационной стороны речи. Отдельные издания посвящены вопросам развития воображения дошкольников, как, например, работа М. В. Ильиной 3.
Значительной практической значимостью также обладают исследования в области применения театрализованных игр в работе с дошкольниками : например, проблеме педагогического сопровождения театрализованной деятельности в дошкольных образовательных организациях посвящена работа Е. В. Мигуновой 4.
Таким образом, у педагогов есть существенная теоретическая база, которая позволяет на высоком уровне с учетом научных достижений применять театрализацию. В данной статье нами будет рассмотрен практический опыт применения театрализованных игр для развития речи и воображения детей дошкольного возраста.
Театрализацию мы применяем в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В работе нами используются не только театрализованные игры, но и мнемотехника, а также разыгрывание проблемных ситуаций. В процессе театрализации у детей развивается речь, творческие способности, а также социально-коммуникативные навыки (дети начинают понимать друг друга, учатся общаться, перестают часто обижаться на сверстников, приобретают навыки решения проблем).
Чтобы работа по применению театрализации была наиболее эффективной, мы изучили комплекс монографий и научных публикаций по данному вопросу. Также пополнили методический кабинет нашего детского сада соответствующей литературой в печатном и электронном формате. Кроме того, составили картотеку театрализованных игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста (для каждого возраста свои игры).
Специфика применения театрализации состоит в том, что необходимо пополнение развивающей предметно-пространственной среды, что мы и сделали. Нами сформирована среда, которая включает в себя костюмы для детей, атрибуты, декорации, предметы-заместители. Данная задача является непростой, поэтому мы развивали свои навыки рукоделия, а также обратились за поддержкой к коллегам и родителям, они с удовольствием откликнулись на эту просьбу. Здесь мне хотелось бы отметить, что в создании декораций для театрализованных игр принимали участие также сами дети. Считаю, что это очень важно, так как приобщает детей к коллективной деятельности, способствует развитию трудовых и социально-коммуникативных навыков, а также воображению.
Развивающая среда была пополнена следующими предметами. Центр сказки и театрально-игровой центр пополнили атрибутами для организации настольного, пальчикового, кукольного, магнитного, а также традиционного театра. Кроме того, создана папка-передвижка на тему «Развитие ребенка в игре».
В течение всего учебного года мы проводим с детьми пальчиковые игры (как правило, в качестве разминки, игры с применением настольного и теневого театра, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-этюды, мини-сценки, а также полноценные театрализованные представления.
Наши наблюдения показывают, что наибольший интерес у детей вызывают игры-драматизации. Приведем некоторые конкретные примеры театрализации, которую мы организуем с детьми.
Большой интерес у детей вызывает игра-драматизация «Яблоко» (по одноименному произведению советского писателя Владимира Григорьевича Сутеева). Посредством данной игры нам удается достигать одновременно несколько важных целей. Так, у детей вырабатываются навыки выразительной и красивой речи, дети учатся передавать характер героев в процессе перевоплощения. Также у детей формируются навыки применения разного темпа и ритма речи, силы голоса. Дети учатся строить дружеские взаимоотношения в среде сверстников, становятся более внимательными и отзывчивыми по отношению друг к другу, учатся замечать чувства других людей. У детей развивается творческое воображение. Кроме того, дети учатся бережно относиться к атрибутам, декорациям и костюмам.
Для игры-драматизации «Яблоко» нами совместно с коллегами и родителями воспитанников были изготовлены жилет и шапочка зайца, крылья и клюв для вороны, комбинезоны и шапки для медведя и ежа. Также понадобилось изготовить декорации: лесная поляна, дерево, пень и др.
Перед проведением игры-драматизации дети готовятся: распределяют роли вороны, медведя, зайца и ежа, учат свою роль. Мы не стремимся к тому, чтобы дети выучили слова драматизации наизусть, а предоставляем им свободу творчества. Дети должны запомнить основную сюжетную линию и последовательность действий, но они могут менять слова в соответствии с их возможностями и творческим воображением.
Чтобы дети были более подготовлены к участию в игре-драматизации, нами проводилась предварительная работа с детьми. В частности, мы читали детям сказки В. Г. Сутеева, в том числе его произведение «Яблоко». Дети рассматривали иллюстрации к сказкам. Рассматривание иллюстраций является, на наш взгляд, очень важным, так как создает у детей эмоциональное восприятие героев произведения за счет визуального образа. Известно, что мышление детей дошкольного возраста является наглядным, поэтому детям необходимо увидеть изображения сказочных героев, которых потом им предстоит играть. Чтобы в полной мере задействовать наглядное мышление детей, мы предложили им самостоятельно создать афиши к театральному представлению : дети рисовали ежа, медведя, зайца и ворону в контексте сюжета произведения. Также дети принимали участие в изготовлении декораций.
Отдельным направлением предварительной работы к театрализации сказки «Яблоко» стал пересказ детьми сказки, а также выполнение этюдов. Пересказ сказки помогал развитию памяти детей, закреплению в сознании детей хода и основной идеи произведения. Выполнение этюдов подготавливало к театрализации, у детей развивалось умение воспринимать эмоции других людей и понимать собственные эмоции.
Необходимо отметить, что большое значение для развития творческого воображения и артистичности у детей имеет предварительный показ воспитателем роли каждого участника театрализации. Так, в период предварительной подготовки мы демонстрировали детям, как можно показать эмоции героев сказки, для этого можно применять артикуляцию, мимику, а также громкость, интонацию и темп голоса. Детям очень нравилось такое упражнение: произнести один и тот же текст из сказки, но с разным выражением. Благодаря такому упражнению дети учились управлять своей речью, развивали артистичность, а также само выполнение такого упражнения вызывало радость у детей.
Театрализация игры-драматизации «Яблоко» начинается с того, что под музыку заходит Осень, дети угадывают ее. После этого Осень предлагает детям поиграть, что создает у детей радостное настроение, а также снимает возможное волнение перед участием в театрализации. Учитывая, что была проведена предварительная работа по изучению детьми содержания сказки, помощь воспитателя в качестве подсказок детям уже непосредственно в ходе театрализации не требовалась, дети не забывали слова и свою последовательность.
Применение игры-драматизации «Яблоко» способствует не только не только речевому развитию детей и развитию их творческого воображения, но и помогает нравственному развитию, учит детей добру и справедливости. В связи с тем, что любое творчество, а театрализация особенно, воздействует на чувства детей, нравственные ценности хорошо усваиваются детьми.
Также хочется поделиться своим опытом организации с детьми игры-драматизации «Месяцы». Данная игра очень нравится детям, они выражают желание в ней участвовать не один раз. Ключевая цель проведения нами этой игры – развитие творческого воображения и речи детей. В то же время данная игра-театрализация позволяет решать и другие задачи: познавательное развитие, формирование интереса к сезонным изменениям, приобщение к театральному и музыкальному искусству, развитие музыкально-творческих способностей и др.
Предварительная работа, которая проводилась нами с детьми перед игрой-драматизацией «Месяцы», была комплексной. В течение года дети наблюдали за изменениями, которые происходят в природе, а признаки каждого месяца фиксировались в виде картинок-символов. Проводились дидактические игры «Озорной, веселый…», «Друг за другом», «Кто поменялся местами», «Когда это бывает», «Сравни» и другие игры, которые способствуют расширению представлений детей о временах года, каждом месяце и их особенностях. Дети учили стихи о месяцах года, слушали рассказы и сказки, прослушивали звуки природы (шелест листьев, дождь, ветер, для воспроизведения которых мы использовали компьютер. Также дети смотрели мультфильм «12 месяцев» по сказке С. Я. Маршака, разучивали пословицы и поговорки о временах года.
Следует отметить, что материально-техническое обеспечение для проведения игры-театрализации «Месяцы» обширное, но, несмотря на это, проведение данной театрализации целесообразно. Во-первых, эта игра дает хороший воспитательно-образовательный эффект, развивая детей, обогащая их речь и творческое воображение. Во-вторых, атрибуты нужно подготовить лишь однажды, а проводить данную игру можно относительно часто, потому что у детей присутствует к ней большой интерес. Для данной игры нам потребовались маски месяцев и зверей, солнца, тучки, бабушки и дедушки, некоторые атрибуты. Также мы подобрали музыкальные композиции и звуки природы. Из технических средств понадобился компьютер.
Игра-театрализация «Месяцы» имеет значимую особенность – в ней присутствуют возможности для импровизации детей, что способствует развитию творческого воображения. В связи с этим, в этой игре мы поддерживаем инициативу детей, при необходимости напоминая детям о стихах и поговорках, которые можно применять в игре. 6 Игра даже начинается с того, что педагог сообщает детям: «Сегодня у нас необычная игра – мы будем сами создавать сказку…».
Приведем примеры поощрения инициативы и творческого воображения детей в игре-драматизации «Месяцы». Так, когда приходит Сентябрь, детям предлагается самим выбрать маски птиц, зверей, явлений природы, растений, выйти на сцену и пообщаться с Сентябрем. Когда на сцене появляются Октябрь и Ноябрь, дети ведут диалог уже с этими месяцами, выбирая тех героев, которых можно встретить в этот период. Действие игры-театрализации не ограничивается только диалогами. Мы включаем звуки природы, рассказываем пословицы, проводим подвижные и пальчиковые игры в соответствии с месяцем: например, подвижные игры «Солнышко и дождик», «Кто здесь топал, кто здесь хлопал?», пальчиковые игры «Засолка капусты» и другие.
В данной игре принимают участие не только дети, но и воспитатели, музыкальный руководитель. Например, воспитатель играет роль одного из месяцев.
В игре-театрализации «Месяцы» предполагается, что выбирается три месяца в зависимости от того, в какое время года данная игра проводится. Таким образом, эту игру можно проводить до четырех раз в год, и каждый раз это будут разные месяцы.
Организуя театрализованные игры, мы в своей работе стараемся придерживаться следующих правил:
1. Выбираем темы и сюжеты в соответствии с возрастом детей.
2. Вызываем у детей интерес к конкретной теме и театрализации в целом. Этому способствует проведение предварительной работы с детьми (чтение сказок, рассказов, просмотр тематических мультфильмов, иллюстраций, организация наблюдений и др.).
3. Предоставляем детям свободу творчества, возможность вносить изменения в сюжет и речь героев. В то же время показываем детям возможное способы передачи эмоционального состояния героев посредством мимики, жестов, изменение голоса.
Таким образом, изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также наш практический опыт показывают, что театрализованные игры способствуют развитию речи и творческого воображения детей. Применение театрализованных игр целесообразно в среднем и старшем дошкольном возрасте. Чтобы театрализованные игры, проводимые с детьми, показывали наибольшую эффективность, необходима тщательная подготовка к ним: создание костюмов, атрибутов и декораций, знакомство детей с темой, предварительная работа с детьми.
Список литературы
1 Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. – №265. – 25 ноября.
2. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы. – М. : Юрайт, 2022. – 302 с.
3. Ильина М. В. Развитие воображения дошкольников. – М. : Национальный книжный центр, 2017. – 176 с.
4. Мигунова Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду. – М. : Лань, 2020. – 172 с.
5. Шевцова Е. Е., Забродина Л. В. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М. : Юрайт, 2021. – 189 с.