Приложение МААМ

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности

Анна Сальникова
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности.

Многие ученые, такие как Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская и т. п., в своих исследованиях обращали внимание на необходимость развития у детей творческого воображения. Развитые творческие способности занимают центральное место в формировании речевой активности ребенка, а значит и всесторонне развитой личности, в характере которой объединены творческое воображение и воля, мысль и действие. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

Публикация «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности» размещена в разделах

Творческое воображение, как известно, развивается в игре. А игра является основным видом деятельности дошкольника. В игре ребенок реализует все свои качества : проявляются черты характера ребенка, его способность мыслить, творческий потенциал, раскрываются наклонности ребенка к тому или иному виду деятельности. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку». Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.

Для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста наиболее подходят сюжетно – ролевые игры, а также театрализованные и режиссерские игры. В таких играх ребенок может фантазировать, придумывать сюжет, брать на себя различные роли. Происходит общение детей друг с другом и со взрослыми. Дети учатся договариваться об игре, распределять роли, создавать сюжет, а затем имитировать его.

Например, в сюжетно – ролевой игре «Семья», дети берут на себя роли взрослых – мамы, папы, бабушки и т. д. Здесь большое поле деятельности для развития воображения. Можно придумать много разных сюжетов : «Мама готовит завтрак», «Готовимся к приходу гостей», «Бабушка приехала», и т. п. А в сюжете «Дочка заболела» появляется доктор, который осматривает заболевшую дочку, а затем идет в свой кабинет принимать больных. И вот уже одна игра переходит в другую.

В «режиссерских» играх ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол театра игрушек, «Би-Ба-Бо», а также пальчикового театра «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

В театрализованных играх происходит развитие интонационной речи ребенка, эмоционального самовыражения, а также монологической и диалогической речи. Дети сами становятся персонажами сказок или каких – либо историй. Они инсценируют готовый сюжет, придумывают продолжение или изменяют концовку сюжета.

Например, показывая сказку «Теремок», в домике могут поселиться любые персонажи, а медведь не хочет ломать дом, и они весело водят хоровод вокруг теремочка.

А в сказке «Зайкина избушка» лисичка просит прощения у зайчика и остается жить у него, а может быть звери вместе строят дом для лисы.

В своей работе для развития творческого воображения детей мы используем следующие дидактические игры.

«Составь загадку»

Научите детей придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая и характеризовать предмет с нескольких сторон (горит, но не огонь; груша, но несъедобная). Игра развивает воображение и мышление.

«Нарисуй и расскажи»

Попросите детей нарисовать какой – либо сюжет или персонаж, а затем придумать и рассказать историю, которая могла бы произойти с этим персонажем. Можно героев историй вылепить из пластилина.

«Что у меня за спиной?»

Ребенок прячет за спиной какую – либо игрушку, а дети по описанию должны узнать, что это за игрушка. Развивается связная речь, воображение.

«Космическое путешествие»

Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите детям представить, что круги – это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите детей придумать названия планет, заселить их различными существами. Можно высказать предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой – злые, на третьей – грустные и т. д.

Пусть дети проявят фантазию и нарисуют жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

«Необитаемый остров»

Предложите детям поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

Высадите героев на остров и начинайте планировать, что нужно путешественникам, чтобы построить дом, наладить свой быт. Можно рассматривать самые необычные версии. Например, дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева.

Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

«Волшебные превращения»

Игра развивает воображение, образную память, образное движение.

Задача – жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой – нибудь предмет. Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

«Сочиняйка»

Игра способствует развитию речи, воображения, памяти.

Сочиняйте сказки вместе с детьми – истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Записывайте эти истории – их потом можно продолжить или просто прочитать.

«Пластилиновый театр»

Из пластилина можно вылепить персонажей любимой сказки или мультфильма и оживить их – провести кукольное представление.

В процессе работы над развитием творческого воображения дети активно реализуют свои способности. Каждая новая игра способствует проявлению, а, впоследствии, и закреплению новых поведенческих характеристик у воспитанников, расширению словарного запаса, совершенствованию коммуникативных качеств. Дети становятся более любознательными, активными, у них формируется стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Таким образом, происходит активизация речевого развития детей, а, следовательно, дети более подготовлены к новому этапу их жизни – школьному обучению и легче адаптируются в современном обществе.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию творческого воображения для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию творческого воображения для детей старшего дошкольного возраста Продолжение:Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 5 Цели: -способствовать воспитанию у детей материалистического.

Консультация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Современная социально-педагогическая ситуация в системе дошкольного образования позволяет говорить о его новом качественном состоянии. Главным.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО» О. Н. Ковалевская воспитатель, муниципальное.

Цикл эпизодических занятий по развитию творческого воображения для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка: Потребность ребенка проявлять себя в творчестве очень велика. Творческий потенциал ребенка выражается в его желании.

Развитие творческой активности и самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста Хочу поделиться с Вами опытом работы нашего ДОУ по исследовательской деятельности. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста» «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста». В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители).

Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Е. В. Захарова.

Приложение к циклу эпизодических занятий по развитию творческого воображения для детей старшего дошкольного возрастаПриложение к циклу эпизодических занятий по развитию творческого воображения для детей старшего дошкольного возраста Эти занятия вызывают у детей живой интерес. Но воспитателю их сначала нужно изучить, понять смысл задуманного. Вот тогда, коллеги, у вас.

Консультация «Развитие творческого воображения на занятиях по ручному труду у детей старшего дошкольного возраста» Все мы родом из детства.». Эти прекрасные слова Сент-Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни. Эти слова могли бы.

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Жизнь во всех ее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности
Опубликовано: 2 апреля 2016 в 18:31
+59Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности» (включая файлы) размещена пользователем Анна Сальникова (УИ 266329) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД