ИРИНА Ситдикова
Развитие творческой активности и самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться с Вами опытом работы нашего ДОУ по исследовательской деятельности.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ситдикова Ирина Анатольевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №79 г. Томска
e-mail : dsad79@mail.tomsknet.ru
Публикация «Развитие творческой активности и самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Современная жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. От человека требуется не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
После пяти лет дети осознают, что все можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим методом для приобретения новых знаний. Но родители и педагоги, не осознавшие значимости самостоятельной инициативы детей для становления личности ребенка, нередко идут по самому простому пути : запрещают и наказывают. Как доказал психолог Н. Н. Подъяков: «Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем».[1]
Чаще на занятиях познавательного развития детям отводятся пассивная роль «получателя информации», поэтому они лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу. Занятия строятся в форме рассказа воспитателя и вопросов к детям на закрепление полученных знаний, а собственный опыт детей остается без внимания.
Из опыта работы знаю, что у детей не достаточно развит собственный познавательный опыт, детям дают не так много возможности проявлять самостоятельность в познании окружающего мира. Диагностика подтверждает вышесказанное. Так, 96% детей из старших групп ДОУ сложно выдвигать гипотезы и тем более находить пути решения предложенных нестандартных ситуаций. 75% детей - выделять существенные признаки предметов и сопоставлять различные факты. Только 7% детей смогли проанализировать объект (явление) и дать правильный ответ с аргументацией.
Следует отметить, что порожденная интеллектуальная пассивность, когда знания дают в готовом виде, приводит к ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка, и к недостаточному развитию собственного познавательного опыта. Безусловно, дети выдвигают гипотезы, а нахождение способов их решения ставят их в тупик. С одной стороны они не владеют способами решения проблемы, а с другой – педагог не дает возможности проявить себя.
Вместе с тем исследовательская деятельность как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется пока недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. По моему мнению, это обусловлено рядом причин:
• воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования и исследовательского метода;
• недостаточно разработана технология организации детского экспериментирования и исследовательского метода для всех возрастных групп; не конкретизированы методы и приемы, способствующие овладению навыками исследовательской деятельностью и развитию творческой активности и самостоятельности мышления детей.
В настоящее время недостаточный уровень развития творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по познавательному развитию с использованием исследовательского метода пока остается проблемой. Современные дети должны получать реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; формулировать обнаруженные закономерности и выводы; быть самостоятельными, активными, творческими и здоровыми. Творчество само по себе не развивается, но дать ребенку попробовать себя в любой области – наша задача, в этом актуальность.
Целью педагогической работы ДОУ стала: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческой активности и самостоятельности мышления через исследовательскую деятельность.
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам», - эти слова Ральфа Уэмерсона как никакие другие подходят к методу детского экспериментирования и исследовательской деятельности, потому что он позволяет ребенку делать маленькие открытия. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. В исследованиях Л. М. Маневцовой отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
Например, по мнению психолога Н. Н. Поддъякова, детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования». [2]
Для поддержания и дальнейшего развития интереса детей к детскому экспериментированию применяем алгоритм исследовательского поведения детей.
Алгоритм исследовательского поведения
.
1. На первом этапе сначала педагог ставит проблему, предлагает пути решения, а дети самостоятельно подбирают и находят необходимый материал и оборудование (рисунок 1). Далее выполняют простейшие действия, делают вывод, тем самым развивается собственная исследовательская активность детей. Заинтересованность появляется, потому что решается проблема-гипотеза, которая опирается на опыт детей. Цель этого этапа: заинтересовать детей. Например: на занятиях специально смоделированные проблемные ситуации предлагаются от имени сказочного персонажа Каркуши, которые вводят детей в игровую ситуацию.
Рисунок 1. Алгоритм исследовательского поведения на I этапе.
2. На данном этапе обучения воспитатель формулирует проблему, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (Рисунок 2). Мы только учим детей разными способами находить решение проблемы – это усложнение второго этапа. При этом задаем вопросы: «Что надо сделать?», «Как можно проверить?», «Что получиться, если. ?». При этом создаются условия для практики межличностного общения и сотрудничества. Так, на занятии «Научные ответы на обычные вопросы», Каркуша задала вопрос о том, каким способом можно «научить» плавать изюм. Дети выдвигали предположения, исследовали воду в сосудах, и нашли способ решения проблемы.
Рисунок 2 Алгоритм исследовательского поведения на II этапе.
3. На этом этапе дети самостоятельно ставят проблему, отыскивают метод и разрабатывают пути решения проблемы (Рисунок 3) :
1) дети изготавливают карточки символическим изображением задачи (темы) эксперимента;
2) ведут дневники наблюдений, где графическим способом фиксируют начало эксперимента и его конечный результат.
На занятии «Мозг – наш командир», Каркуша вместе с педагогом все время сомневались, нужно ли исследовать мозг, как его исследовать, для чего мозг нужен? Разнообразные формы занятий как традиционные, так и нетрадиционные мотивируют детей на интеллектуальные рассуждения.
Рисунок 3 Алгоритм исследовательского поведения на III этапе.
Чаще всего дети сами ставят проблему и находят пути ее решения, этому способствуют познавательные (мыслительные) упражнения «Найди ошибку в ходе эксперимента», «Зашифруй действия», «До и после». В результате чего учатся сравнивать, обобщать, анализировать.
Опыты сопровождаются выдвижением множества гипотез-догадок и проговариванием действий. Это положительно сказывается на развитии речи дошкольников : расширяется и углубляется словарный запас слов, формируется умение грамотно выстраивать сложные предложения, коммуникативные навыки общения.
Метод взаимообучения, внедряемый в структуру занятия, позволяет старшим дошкольникам не бояться выступать перед младшими детьми, обучать их в простой и увлекательной форме.
В своей работе используем интегрированные занятия, куда включаются педагоги ДОУ.
ИЗО студия: Наблюдаем за объектами живой и неживой природы. Рассматриваем произведения великих художников, таких как Шишкин И. И., Грабарь И. Э., Левитан И. И. Играем в художественные игры «Ассоциации», «Сотворчество», «Краски природы».
Музыкальные занятия: С музыкальным работником разработали дидактические игры по экспериментированию «Шумовые коробочки», «Узнай, что звучит?».
Физическое развитие : Вместе с инструктором по физическому развитию подобрали подвижные игры, психогимнастику, разработали совместные занятия с элементами экспериментирования и исследовательской деятельности «Для чего нам руки, ноги», «Как мы слышим».
Родители: Для популяризации исследовательской деятельности детей был составлен план взаимодействия с родителями, которые помогают детям искать информацию об изучаемых объектах, принимают участие в различных конкурсах. В родительских уголках выставляется необходимая информация для повышения компетентности родителей по этому вопросу.
Одним из направлений работы по развитию познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность стали разработка и реализация исследовательских проектов «Путешествие капельки», «Радуга красок», «Шоколад» которые способствовали развитию собственного познавательного опыта детей, развивали инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность. Такая система работы ДОУ позволяет добиваться положительных результатов. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную мыслительную деятельность, способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования и исследовательской деятельности. Для нас важно, что ребенок начинает думать, рассуждает.
Список литературы:
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2003.[2]
2. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников / С-Пб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013
3. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников : учебное пособие для педагогических училищ / Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н., Маневцова Л. М., Тереньтева Е. Ф. ; под редакцией Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г. – СПб. : Акцидент, 1998.[3]
4. Подъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности. \\ Педагогический вестник. 1997, №1. С. 6.[1], [2]
5. Подъяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / М. : 1996.
6. Руссо Ж. -Ж. Эмиль, или О воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974. С. 120.
7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников / Самара : издательство «Учебная литература», 2010 - 20-68 с.
8. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / Ярославль: Академия развития, 2002