Татьяна
Развитие творческого потенциала детей 7 лет средствами художественного конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
"Художественное конструирование – это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа. Данный тип конструирования включает в себя два компонента действий: моделирующий (создание схематического, обобщенного образа) и выразительный, эстетический компонент действия (субъективное освоение действительности – эстетические в кДошкольный период психического развития ребёнка характеризуется освоением различных видов действий и деятельности. Особое место среди них занимает конструктивная деятельность детей, которая носит творческий и развивающий характер, что определяет её ценность и важность для развития восприятия ребёнка, его мышления, воображения, технических умений, моторики.
Публикация «Развитие творческого потенциала детей 7 лет средствами художественного конструирования» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Детское конструирование - это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов.
Дети конструируют из разного по виду материала (из деталей строительного материала и конструкторов, бумаги, природного и бросового материала). Вид конструктивного материала определяет вид конструктивной деятельности детей.
Также конструктивная деятельность может относиться к одному из двух типов: техническому или художественному.
Техническое конструирование - это действия практического моделирования структурных особенностей предмета; воспроизведение в простейших конструкциях (моделях) из строительных деталей его внешние и скрытые свойства.
Художественное конструирование - это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа.
Актуальность художественного типа конструирования состоит в том, что позволяет ребенку понять смысл различных ситуаций, «прожить» их и выразить свое отношение к реальности мира в художественной композиции, максимально используя не только знаковые, но и символические средства.
Художественное конструирование - это деятельность, которая развивается в течение дошкольного детства и одновременно развивает детей, стимулируя восприятие, мышление, воображение и другие необходимые качества, а также организует структуру детской деятельности: умение планировать, осуществлять и контролировать сам её процесс. Художественное конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта (восприятие) до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития (мышление, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребёнка.
К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. Возможно художественное конструирование и из деталей авторского конструктора Г. В. Урадовских, который позволяет развивать не только познавательные, но и художественные способности детей. Для изготовления мягкого конструктора Г. В. Урадовских можно использовать вискозные салфетки для мытья посуды либо вискозную однотонную ткань. Сначала с детьми необходимо рассмотреть конструктор : какие есть фигуры, какие размеры и цвет. Потом предложить с ним играть, создавая сначала объекты, а потом небольшие сюжеты. Авторский конструктор способствует разностороннему развитию ребёнка.
Основным и наиболее часто употребляемым материалом для создания детьми художественных композиций является бумага.
Бумага – это особый вид конструкторского материала. Она, как правило, очень непрочная (легко рвётся и мнётся) и требует навыков осторожного обращения с ней. Вместе с тем, бумага обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности и широко используется в конструировании художественных композиций. Художественные композиции дети конструируют из цветной мягкой бумаги и столовых салфеток.
В основу художественного конструирования детей 3-7 лет положена техника работы с бумагой, предложенная Л. А. Парамоновой (сминание бумаги в комок, разрывание её на клочки и полоски, скручивание полосок в жгут). В зависимости от формы, цвета, величины эти детали используются для конструирования декоративно-силуэтных изображений различных объектов и явлений природы ( например: «Осень в лесу», «Зимние забавы», «Парад воздушных шариков», «Пустыня», «Джунгли», «Птицы зимой», «Рябинка», «У белочек в гостях», «В гости к снеговикам», «Пришла весна, журчат ручьи», т. е. для построения пейзажных, декоративных и сюжетных композиций. Освоение лёгкой техники работы с бумагой даёт детям возможность работать самостоятельно и творчески с самого раннего возраста (с двух лет).
Как правило, из деталей конструктора трудно или невозможно построить художественную композицию.
С одной стороны, отвечает всем требованиям, которые предъявляются к конструкторскому материалу для дошкольников, с другой – обеспечивает интеграцию конструктивной и изобразительной деятельности детей и позволяет развивать у детей художественное творчество внутри конструктивной деятельности.
Конструкторы - это наборы различных по форме, размеру, цвету, материалу элементов (объемных или плоскостных, которые, как правило, имеют четкую геометрическую форму (куб - квадрат, призма - треугольник, брусок - четырехугольник и др.) и скрепляются с помощью штифтов, крючков, винтов, ворсистой поверхности и др.
Конструктор несложно сделать самим, например вырезать из хлопчатобумажной ткани детали разных цветов. Главные условия - универсальность элементов конструктора и легкий способ крепления деталей. Детали такого конструктора разнообразные по цвету: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, чёрный, коричневый и их оттенки; форме: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал, полукруг, четверть круга; величине: 2x2см, 4x4см, 6x6см, 8x8см, 10x10см; геометрические фигуры - сенсорные эталоны должны позволять детям строить предметные, сюжетные, декоративные или пейзажные композиции любого содержания, передавать структурные, функциональные признаки конструируемого объекта и выражать свое отношение к изображаемому моменту. "