Анастасия Пинчук
Развитие творческого мышления в процессе конструирования из бумаги в технике оригами
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого мышления в процессе конструирования из бумаги (оригами).
Цели:
Создать комплексную систему работы с детьми, направленной на развитие интереса у детей к оригами с учетом требований ФГОС;
Научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Развитие творческого мышления в процессе конструирования из бумаги в технике оригами» размещена в разделах
- Животные. Оригами для детей
- Мышки. Оригами
- Оригами для детей
- Поделки из бумаги
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей посредством овладения новыми конструктивными качествами на занятиях в свободной деятельности;
Расширять знания о приемах конструирования из бумаги;
Формировать умения следовать устным инструкциям;
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
Развивать память, внимание, логическое и конструктивное мышление;
Развивать мелкую моторику руки, глазомер;
Развивать творческие способностидетей, художественный вкус;
Расширять кругозор.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству;
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Актуальность использования оригами в образовательном процессе связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук, а так же для развития творческих способностей детей.
Творчество – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, чего раньше не существовало.
Психологам и педагогам давно известно, что ручной труд развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами.
Оригами - искусство складывания бумажных фигурок - может быть полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.
Современные педагоги не без основания применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом. Не перечесть всех достоинств оригами: доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекает ребенка. Дети овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как многократное складывание, сгибание, надрезание, склеивание. Еще оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.)
Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже самые простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, предполагающее получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Изготовление поделок способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Формы и методы работы:
1. Проведение тематических занятий.
2. Оформление серии выставок для детей.
3. Изготовление поделок.
4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
5. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
Приёмы и методы:
• Словесный
• Практический
• Наглядный
• Продуктивный
• Проблемный
• Частично-поисковый
• Метод формирования сознания (рассказ, беседа)
• Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)
Этапы реализации:
этап теоретический;
практический;
диагностический.
Диагностики
Материалы для диагностики знаний, умений и навыков детей 5-6 летнего возраста. Методика взята с сайта nsportal.ru
Методика проведения диагностики ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста/ автор Мария Никифорова /Методика взята с сайта maam.ru
Вывод
Исходя из данных диагностики, можно утверждать, что использование оригами в учебно-воспитательном процессе – приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения.
Педагогами разных стран выявлено, что оригами развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях. Знакомит с основными геометрическими понятиями; улучшает способность следовать устным инструкциям; расширяет коммуникативные способности; воспитывает личность как члена общества, его нравственные, патриотические, интернациональные чувства; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Если ребёнок будет заниматься практическо-исследовательской деятельностью, то у него будут развиты: собственный творческий потенциал; творческое воображение; наглядно-образное мышление; память; внимание; точность движения пальцев рук; усидчивость; целеустремленность, возрастёт интеллект в целом.