Марина Кущенкова
Развитие творческого мышления и творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого мышления и творческих способностей дошкольников
Аннотация
В статье проведен анализ развития творческого мышления и творческих способностей дошкольников.
Ключевые слова: творческое мышление, способности, дошкольники, обучение, формирование.
Публикация «Развитие творческого мышления и творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
Существует несколько направлений для развития творческих способностей и мышления у дошкольников. По мнению исследователей, основная деятельность должна быть ориентирована на развитие воображения у малолетних и развитие качеств мышления. Вместе с этим создаются условия для формирования креативности. Важный фактор развития творческого мышления и способностей у дошкольников заключается в создании оптимальных условий. В них и происходит формирование творческих способностей. Существует несколько критериев для построения успешной модели, нацеленной на развитие творческого мышления. [1]
Важно создавать оптимальные условия для творческой деятельности в момент раннего физического формирования. Для дошкольников используются методики, направленные на обучение плаванию, хождению и гимнастике. После усвоения этих навыков необходимо перейти к раннему чтению книг, ведению счета и раннему знакомству с техникой и окружающими материалами. Чтобы развить творческие способности у дошкольника, необходимо создать такую обстановку, которая будет опережать формирование детей. Поэтому для малышей должны быть созданы такие условия, где поощрялась бы и активно развивалась совместная творческая деятельность. К примеру, перед тем, как приступить к урокам раннего чтения, для ребенка можно приобрести кубики с буквами. А перед обучением счету необходимо приобрести счетные палочки или кубики с изображением цифр. Таким образом, создаются ранние предпосылки для перехода на следующий шаг обучения творческой работе. [2]
Важно понимать, что любая творческая деятельность требует от ребенка максимальной концентрации внимания и сосредоточения усилий. Творческие способности и мышление у ребенка будут развиваться лучшим образом, если будут созданы условия для достижения «потолка» своих возможностей в силу своих способностей и физической силы. Этот «потолок» для ребенка по мере его взросления должен подниматься все выше и выше. Такая ситуация наблюдается тогда, когда ребенок уже научился уверенно ходить, но еще не научился говорить. В таком возрасте любознательность ребенка достигает пика, однако опытом взрослых в познании мира ребенок еще не может. Именно с этого периода необходимо максимально интенсивно заниматься творчеством. Родители должны понимать, что в этот период ребенок может решать определенные задачи уже самостоятельно. К примеру, ребенок научился ходить и играть с мячом. В процессе игры его мяч закатился под диван. Родителям не стоит торопиться доставать мяч, а стоит присмотреться к действиям ребенка. Возможно, он сам додумается нагнуться и подползти к дивану, чтобы достать мяч. [3]
Для ребенка должна быть предоставлена большая свобода в выборе творческих занятий. Ребенок может сам чередовать виды творческой деятельности. К тому же при интересе ребенка он может самостоятельно проходить новые творческие уроки. Предоставление такой свободы вовсе не исключает участия в творческом процессе взрослых. Содействие взрослых должно быть направлено не на озвучивание подсказок, а на доброжелательную помощь в освоении творческих уроков. Нужно как можно реже делать за малыша то, что он может сделать самостоятельно. Если у ребенка имеются возможности для того, чтобы додуматься до решения той или иной задачи, ребенку просто необходимо дать время и приободрить его. Условия для творческой деятельности и формирования творческого мышления должны быть максимально безопасными для ребенка. Важно понимать, что различные факторы и условия по-разному влияют на формирование творческих способностей и мышления. Поэтому педагог и другие взрослые должны быть нацелены на решение нескольких задач. Во-первых, это определение и применение различных дидактических и психолого-педагогических условий для занятий творчеством. Во-вторых, это готовность взрослых отказаться от прошлого опыта, который привел к неуспехам в обучении творчеству и развитии творческого мышления.
Каждая вещь для ребенка и для взрослого должна рассматриваться с позиции многофункциональности. Это означает, что одна и та же вещь в творческом процессе может восприниматься и использоваться по-разному. Чтобы достичь прогресса в развитии творческих способностей, необходимо учитывать возраст ребенка и индивидуальные особенности творческого развития личности. Чтобы обучение творческой работе и мышлению происходило качественно, необходимо делать акцент на свободу выбора для творческих занятий. Если занятия в дошкольной группе проходят по программе, то в домашних условиях творческая деятельность ребенка должна продолжаться только с большим выбором возможностей для организации творческого процесса. Творческие занятия должны быть нацелены не только на обучение, но и на формирование жажды к знаниям. К примеру, с ребенком проводятся занятия по счету. Для ребенка должна быть создана такая обстановка, в которой бы он стремился понимать, почему предметов становится больше при сложении, как предметы убывают. С первых лет жизни педагогами дошкольного образования должна вестись работа по раскрытию творческих способностей и предпосылок к ним у детей. По мере осуществления творческой деятельности для детей должно предоставляться все больше свободы для организации самостоятельной познавательной деятельности. [4]
Программа творческих занятий должна быть построена таким образом, чтобы творческие знания ребенка обогащались в процессе каждого занятия. Одной из главных является задача по предоставлению возможностей для применения оригинальных навыков и знаний для решения тех или иных творческих занятий. Что касается методов для развития творческих способностей и мышления, то психологи выделяют практический метод (связан с решением практических задач, наглядный метод (с показательными примерами) и словесный метод (обучение творчеству словесным взаимодействием).