Татьяна Титова
Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое мышление - это активная целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Одной из самых популярных технологий современности считаю по праву Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера. Девиз теории : "Каждый день работы с детьми - поиск". Это значит - педагог не должен раскрывать истину, он должен учить ее находить. Ответом на вопрос ребенка не заинтересовать, если в решении этого вопроса он сам не примет участия. Прежде всего в вопросе спрашивают мнение самого ребенка, что он думает по этому поводу. Если ребенок не интересуется, то необходимо его заинтересовать и задать ему вопрос, который заставил бы его подумать. ТРИЗ рекомендует проведение опытов, чтобы понять детьми свойства предметов, явлений непосредственно. И так, знания - поиск истины, опираясь на опыт, мышление. Каждая деятельность с детьми - проблемы, поиски, цепочки вопросов: Чем хорош, Чем плох, Чем не удобен? и др. Игры учат ребенка устанавливать ребенка противоречивые свойства явлений, предметов и разрешать их. Наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого. Например, солнце - плохо - жжет, сушит, хорошо - греет, радует. Научить детей видеть пользу и вред в одном объекте, значит научить его основам ТРИЗ. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, "тайну двойного". От противоречий нельзя уйти, их надо решать. Огромное количество игр развивает поисковое мышление. Игры "Хорошо - плохо", "Польза - вред", "Наоборот", "Зато". Эти игры на умение видеть противоречия: "Обе стороны одной медали", "Чем может быть предмет?", "Превратимся в. " Существуют игры на функционально-стоимостный анализ, т. е., что может делать, чем может служить, для кого будет чем?. Помимо многообразия функций, дети освоят прием воображения. Любые вещи, разные даже по внешним и функциональным свойствам могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную принадлежности). На этой основе изготовлены игры на системный анализ: "Чем связаны?", "Чем похожи?", "Что общего?". ТРИЗ предусмативает беседы с детьми на исторические темы, т. е. истории изобретения какого-либо предмета (Карандаша, стола, колеса.). Рассматривая объект в его временном развитии, можно увидеть историю постоянных усовершенствований, изобретений. ТРИЗ практикует нетрадиционную работу со сказкой. Можно перепутать сюжет и героев и предложить детям выпутаться из создавшегося положения, а еще можно предложить рассказать сказку рисунками, схемами. Используется широко прием фантазирования:" оживление", "динамизация", "уменьшение", "увеличение"," эмпатия".
Публикация «Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Слово, ТРИЗ учит анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Кредо составителей технологии: "Каждый ребенок талантлив изначально, и, даже гениален, но его нужно научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимум эффекта". Цель: научить ребенка находить противоречия, которые его окружают повсюду. Очень важно развивать системное мышление, т. е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов. Разрешение противоречий - ключ к грамотному мышлению. В основе тризовской теории лежит закон единства и борьбы противоположностей.