Елена Шадрина
«Маленькие инженеры». Формирование инженерного мышления с использованием 3 д ручки
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, постоянно возрастает техническая сложность средств производства.
Современное общество требует воспитать человека креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеть основами инженерного мышления. Что же такое инженерное мышление?
мышление – особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях.
В процессе развития инженерного мышления у детей формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Начинать готовить будущих инженеров нужно в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Поэтому работа по развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.
В соответствии с новыми стандартами необходим новый подход, и использование современных устройств в работе с дошкольниками. Именно они насыщают детей новыми знаниями, которые будет способствовать развитию исследовательской, творческой активности детей, умению наблюдать, экспериментировать. Одним из таких средств я выбрала 3D ручку, суть которой состоит в том, что с помощью этого устройства дети шаг за шагом отрабатывают и постигают навыки создания трехмерных моделей.
Технология 3D моделирования позволяет детям овладевать техникой конструирования, создавать трехмерные модели, развивать пространственное мышление. А также 3D моделирование позволяет заложить основы робототехники.
Для себя я определила следующие задачи, которые позволили:
• Освоить технику рисования 3D ручкой;
• Познакомить воспитанников с объемным рисунком и 3D моделированием;
• Совершенствовать умение мыслить в пространстве;
• Воспитывать и развивать интерес к качеству выполняемых работ
А самое главное поддержать инициативу детей в различных видах деятельности по формированию предпосылок инженерного мышления.
Занятия проводятся в кабинете. Несмотря на то, что наполнители из пластика изготовлены по современной, безопасной технологии и не представляют опасности при правильной эксплуатации, помещение должно хорошо проветриваться. В кабинете предусматривается наличие следующих инструментов и материалов: 3D ручки, подставки под ручки, набор филаментов (пластиков) в ассортименте, ножницы с закругленными концами, карандаши простые и цветные, фломастеры, линейки, скотч, бумага офисная белая и картон, клей
Формы организации работы: индивидуально-групповая. Дети могут изменять сложность задания, но не отходить от тематического плана. Каждое занятие состоит из теоретической и практической части. В ходе практической работы мы с детьми анализируем изображение поделки или готовую работу. В процессе занятий создаются необходимые схемы, чертежи, таблицы, рисунки. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Важно создать благоприятный психологический климат, одобрить и поддержать каждого ребенка. Оценка дается в словесной форме. В конце занятия подводятся итоги, обсуждаются полученные работы.
Система работы 3д ручки строится от простого к сложному
СИСТЕМА РАБОТЫ
1. Техника рисования на плоскости.
На первоначальном этапе знакомимся с самим инструментом для рисования с принципом работы ручки, скорости подачи пластика, с техникой безопасности и теоретической частью. На этом этапе идет подготовка руки к рисованию. 3D рисование начинаем с разных дорожек из обычных линий: прямых, волнообразных, зигзагообразных, окружностей. Учимся правильно работать по контуру (плотно прижимать супло – наконечник к бумаги) Нарабатывается опыт, твердость руки. Допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания в силу того, что все обладают разным уровнем возможностей. Главная задача в работе с 3D ручкой – освоение основного технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение предложенное педагогом. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого ребенка.
2. Плоскостное рисование (по шаблонам)
На данном этапе учимся рисовать по готовым шаблонам. Сначала рассматриваем шаблон, обсуждаем из каких частей либо форм состоит, обводим 3D-ручкой линии, образуя контур и соединяем получившиеся элементы. Затем заполняем фигуру внутри контура, следим за тем, чтоб линии плотно прилегали друг к другу.) И только после этого переходим к 3 этапу
3. Объемное моделирование
Работа проходит по схемам либо шаблонам (изучаются или рисуются схемы обьекта, обсуждается все возможные варианты сборки обьекта) затем при помощи ручки соединяются склеиваются.
Таким образом, в процессе использования 3D ручки ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем нарисованными предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - надстраиванием, пристраиванием, дорисовыванием, комбинированием по собственному замыслу. Дети начинают делать множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции.
Продукты творчества моих воспитанников выкладываются в совместный с родителями чат вотсап.
Изделия можно использовать в оформлении предметно-пространственной среды группы, создавать атрибуты для сюжетно-роевых игр, персонажей для театра, к значимым датам и событиям. В преддверии Дня Матери мы с детьми сейчас изготавливаем подарки мамам – сердечки. Хочется отметить, что дети выполняют свою работу с большим интересом, удовольствием и с особым старанием. Так же планирую провести мастер-класс для родителей «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством 3д ручки». На мастер-классе я планирую поделиться опытом работы по развитию инженерного мышления детей дошкольного возраста средствами 3 д ручки. Познакомить с историей 3д ручки, с принципом работы и совместно с родителями создадим новый плоскостной театр.