Папки-передвижки

Развитие творческих способности детей в старшем дошкольном возрасте

Ольга Прокопенко
Развитие творческих способности детей в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире особое значение имеют вопросы формирования творческого потенциала подрастающей личности.

В то же время в настоящее время педагоги-практики отмечают снижение фантазии, любознательности, творческих проявлений детей дошкольного возраста. Поэтому необходимо осознание важности проблемы развития творческих способностей дошкольников, понимание ее значения для формирования творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности.

Публикация «Развитие творческих способности детей в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Сегодня вся деятельность дошкольной образовательной организации подчинена требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором четко сформулирована задача воспитания творческой, самостоятельной, инициативной личности, способной к преодолению трудностей, а также формирования потребности ребенка в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей его действительности.

Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей ребенка. На это указывают исследования таких ученых, как Д. Б. Богоявленская, Н. Ю. Венгер, Л. С. Выготский, В. А. Корнеева, А. А. Люблинская, В. А. Овчаренко, Н. Н. Поддьякова, Г. И. Христенко и др. [18, 21, 23, 28, 47, 50]. Творческие способности – способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. [15].

Развитие у ребенка творческих способностей возможно лишь тогда, когда педагог сам владеет технологией организации творческой деятельности детей. В противном случае воспитатель не сможет создать для дошкольников подлинно творческую деятельность и творческую среду, в которой они смогут развиваться.

Главное значение творчества заключается в самом его процессе. Это в полном объеме касается организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Именно игровая деятельность оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие дошкольников.

Одним из эффективных средств, пробуждения живого интереса к учебной и поисковой деятельности является игра. Игры дают возможность решать педагогические задачи, в игровой форме, сближают игровую и обучающую деятельность детей.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования игра определена ка ведущий вид деятельности дошкольников [9].

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка.

Известные ученые Д. Б. Эльконин, А. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. А. Рубенштейн, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, считают игру ведущей деятельностью дошкольника [58, 23, 27, 53, 34].

Однако анализ образовательной теории и практики показал, что несмотря на то, что многие ученые занимались проблемой развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры и игровой деятельности эта проблема остается недостаточно разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО [9].

Отсюда вытекает выбор темы нашего исследования «Развитие творческих способностей детей 5-6 лет средствами игровой деятельности».

Цель исследования: изучить проблему развития творческих способностей детей 5-6 лет средствами игровой деятельности, разработать и апробировать программу дополнительного образования «Развитие творчества в игре».

Задачи:

1. Изучить проблему развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить возможности игровой деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать методики, применяемые в практике диагностической работы по определению уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

4. Охарактеризовать базу исследования МБДОУ № 135 «Детский сад общеразвивающего вида» и выборку испытуемых.

5. Организовать и провести эксперимент по развитию творческих способностей детей 5-6 лет в МБДОУ № 135 «Детский сад общеразвивающего вида» города Кемерово.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей 5-6 лет старшей группы «Репка» МБДОУ № 135 «Детский сад общеразвивающего вида» города Кемерово.

Предмет исследования: применение программы дополнительного образования «Развитие творчества в игре», направленной на развитие творческих способностей детей 5-6 лет средствами игровой деятельности.

Гипотеза исследования: применение программы дополнительного образования «Развитие творчества в игре» с использованием средств игровой деятельности в образовательном процессе ДОО позволит повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Основой исследования являются психолого-педагогические исследования ученых: Д. Б. Богоявленская, Н. Ю. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Ю. Лисовая, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. С. Мухина, Н. Н. Подъдьяков, В. А. Овчаренко, О. М. Дьяченко и др. [18, 21, 23, 27, 35, 58, 64, 34, 53, 43, 50, 47, 26].

Методы исследования:

теоретические: изучение, анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;

эмпирические: наблюдение; эксперимент, методики исследования уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного

возраста («Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса, «Скульптура» Р. С. Немова, «Сочини сказку» О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой) [26, 31, 62].

Проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Понятие «способности», введенное в науку Платоном, является предметом философских, психологических, педагогических исследований. Теории творчества, основанные на стремлении познать мир в процессе художественной интуиции, создавали Аристотель, Платон, Шопенгауэр [17].

Решающий шаг в активном изучении творческого развития личности был сделан в эпоху Просвещения. В трудах А. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, К. Гельвеция, И. Гердера прослеживалась глубокая взаимосвязь идей свободного развития личности с проблемами гуманизма нового времени и культуры образования [18].

Эта проблема плодотворно разрабатывалась в рамках философско-лингвистической концепции бессознательного творчества (Н. А. Бердяев, Б. А. Лезин, Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. А. Потебня) [12].

В исследованиях А. Н. Лук творчество раскрывается через анализ способностей [36].

Основанием говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

В отечественной психологии ведущим остается определение Б. М. Теплова, который выделил основные признаки:

1) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков [25].

Отмечается, что «способности – сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [29].

По В. Д. Шадрикову, способности – это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности [41].

Другой подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л. С. Выготского. Согласно мысли ученого, «во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности (психические процессы определенного уровня организации)» [23].

По Л. С. Выготскому, имеется три характеристики способностей :

- Во-первых, это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью.

- Во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого.

- В-третьих, развитие способностей характеризуется через освоение ребенком достижений культуры. Таким образом, процесс развития способностей является интегративным образованием существующих в культуре способов человеческого познания. В центре подобного образования находится знак – слово [23].

Выделяют общие и специальные способности. Общими называют способности, которые определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности. Общепризнанно, что в отличие от специальных способностей интеллект проявляется в эффективности решения разнообразных задач.

Интеллект иногда рассматривают как общую способность (проявление не в одном, а в нескольких видах деятельности) – в противоположность специальным, каждая из которых обусловливает эффективность выполнения единой деятельности (С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес) [53, 33].

«Невозможно иметь какие-либо специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих способностей. Все специальные способности как бы вырастают из общих, не могут существовать без них Специальные способности не могут достичь высокого развития на слабой основе», - пишет В. С. Юркевич [37].

Предполагая существование творческой способности как таковой, необходимо проследить процесс ее возникновения и развития.

Попытка выявить наследственные детерминанты творческих способностей была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференцированной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки).

Гипотетическим свойством нервной системы человека, которое могло бы в ходе индивидуального развития детерминировать творческие способности, считается «пластичность». Полюсом, противоположным пластичности, является ригидность, которая проявляется в малой вариативности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы,

затруднении переключаемости, неадекватности переноса старых способов действия на новые условия, стереотипности мышления и т. д. Однако вопрос о связи пластичности с креативностью остается открытым [32].

По мнению В. П. Эфроимсона, такой факт как высокий уровень уратов в крови, а также такой биологический признак как высоколобие характерны для креативных людей [59]. Как считает Л. И. Полтавцева, существует взаимосвязь темперамента и творческих способностей : беглость зависит от характеристик темпераментной активности (пластичность и темп) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость – от социальной эмоциональной чувствительности и индекса общей активности [49].

Отмечая роль бессознательных процессов в творчестве, ученые исследовали функциональную асимметрию мозга (В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко, Р. М. Грановская и др.) [44]. Согласно этому подходу, индивид с преобладающей левополушарной стратегией мышления должен быть, вероятно, менее креативен, а с преобладающей правополушарной стратегией – более продуктивен творчески.

Проблема творчества – одна из важнейших в педагогике и психологии. В узком смысле под творчеством понимается человеческая деятельность, способная создавать нечто качественно новое, ранее не существовавшее и обладающее общественно-исторической ценностью.

Публикации по теме:

Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду»Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» "Мы играем в детском саду" (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация для воспитателей «Режиссерская игра в старшем возрасте»Консультация для воспитателей «Режиссерская игра в старшем возрасте» Дошкольное детство - это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способности детей в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 23 марта 2020 в 09:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способности детей в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Прокопенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД