Ольга Витальевна Канина
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление:
1. Введение
2. Развитие интереса к творчеству
3. Виды творческой деятельности
4. Методы развития творческих способностей у детей
5. Заключение
Введение
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии, и в частности, эстетическом развитии личности ребенка.
Основные цели:
Публикация «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- социальная адаптация детей с ОВЗ в современных условиях.
- пробуждение интереса к окружающему миру и общее развитие детей средствами искусства, художественного творчества;
Задачи, способствующие достижению цели:
- коррекция и компенсация недостатков развития детей.
- развитие творческих и индивидуальных способностей, познавательной активности личности детей;
- совершенствование художественных способностей при работе с разными материалами и техниками;
- воспитание нравственных качеств личности детей.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание мной традиционных и не традиционных техник обеспечивает развитие у учащихся познавательной активности, творческих способностей.
В коррекционной работе основным методом является применение не традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учеников. Не традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, стимулируют развитие творческих способностей.
2. Развитие интереса к творчеству.
Творческие способности – это не просто способности, а индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
О. А. Карабанова подчеркивает, что дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, только для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка.
Как развить творческие способности у детей с ОВЗ?
Основной и сложной задачей воспитания и обучения таких детей является их социальное развитие: способность жить максимально полноправной личностью, обрести уверенности в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений.
Современная школа реализует учение Л. С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектами развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
В целях совершенствования процесса социализации детей с ОВЗ в нашей школе используется социально-педагогический потенциал дополнительного образования, который восполняет недостающие или отсутствующие звенья основного образования. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности ребенка и становится основным фактором развития творческих способностей. Именно здесь в полной мере осуществляется принцип природосообразности, меняется характер воспитательных отношений, превращая их в партнерские, включаются механизмы творческого воспитания. Поэтому одна из главных задач– развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, которая успешно решается на уроках изобразительного искусства.
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья очень сложная работа и присуща только педагогам не просто с высоким уровнем профессионализма, но и обладающим огромным терпением и желанием работать с данным контингентом детей.
У учащихся с ОВЗ отмечается неадекватность самооценки, нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, для этой категории детей характерно отсутствие достаточного межличностного общения, в том числе невербального, отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности.
Исследование проблемы мотивации приводит к выводу, что нельзя подготовить детей с ОВЗ к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не воспитав у них эмоционально-волевых качеств, не научив правильно вести себя в различных ситуациях.
3. Виды творческой деятельности
Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.
Социализация ребенка средствами художественного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира.
Таким образом, основной задачей учебно-воспитательного процесса в школе является формирование личности ребёнка, создание коррекционно-развивающего пространства как оптимального условия для формирования и развития личности ребёнка с ОВЗ. Организация досуговой деятельности детей. Потому что творческие занятия подготавливают учащихся к социальной адаптации.
В нашей школе учебно-воспитательный процесс организован таким образом, когда в первую половину дня дети работают на уроках, а во второй половине дня проводятся коррекционно-развивающие занятия и внеурочная деятельность. В работе педагога, помимо образовательного компонента, на первый план выступают задачи реабилитации и коррекции имеющихся физических и психических недостатков, социальной адаптации.
С целью развития творческих способностей детей с ОВЗ разрабатываются программы коррекционно-развивающих занятий, обязательно учитывая индивидуальные и психофизические возможности каждого ребенка и медицинские показания. Педагог продумывает приемлемые формы и методы работы с детьми с ОВЗ, так как методический арсенал при работе с данной категорией детей качественно отличается от работы с детьми с нормальным интеллектом. Для раскрытия творческого потенциала детей на занятиях можно с успехом использовать нетрадиционные техники обучения.
Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники (рисование пластилином, тестопластика, рисование вилками, оригами, коллаж (с применением крупы, семян, пуговиц, кляксография, рисование ладошками и т. д). Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять, и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе. Без уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях художественного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Как показал опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки художественного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.
Положительный эмоциональный фон занятий создаёт «ситуацию успеха», благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы, мотивации к художественной исполнительской деятельности, а также помогает ребёнку мобилизовать себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается на других занятиях.
Дети с увлечением занимаются на занятиях, если педагог:
• эмоционально рассказывает о предстоящей деятельности и о ее пользе для жизни человека;
• умеет ярко демонстрировать продукт деятельности;
• создает располагающие к творческой деятельности условия;
• обладает отзывчивостью, терпением и душевной добротой;
• готов повторять с ребенком каждое движение терпеливо и многократно, доведя до автоматизма определенные навыки и умение;
• имеет большой арсенал коррекционно-развивающих упражнений для развития психических функций ребенка с ОВЗ.
обладает умением вовремя поощрить, простимулировать ребенка
Формы работы которые использую я при работе с детьми:
- индивидуально практическая деятельность на занятиях;
- коллективно - творческая деятельность на занятиях;
- проведение тематических, конкурсных мероприятий;
При этом осуществляю индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал преподношу небольшими дозами; его усложнение осуществляю постепенно. Так как такие дети быстрее утомляются, то переключаю с одного вида деятельности на другой. Кроме того, вношу разнообразные виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов. Считаю очень важным говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи.
4. Методы развития творческих способностей у детей
Методы:
- словесный метод,
- наглядный,
- показательный.
Для достижения заявленной цели выше перечисленные задачи должны решаться в комплексе.
На занятиях используются игры на внимательность, задания, направленные на развитие восприятия и воображения (например, выполнение узоров из набора геометрических фигур, различные мозаики). Полезно рассматривать с детьми произведения искусства, иллюстрации, открытки. Для проведения занятий необходимо иметь различные демонстрационные наглядные пособия и индивидуальный материал, дидактические игры на развитие познавательных способностей, развитие сенсорного восприятия, игры и упражнения.
Для проведения занятий отбирается демонстрационный материал, к которому предъявляется ряд требований:
• Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляю в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.
• Игры, задания, упражнения применяю как для закрепления материала, так и для решения новых задач.
Дети с ОВЗ непостоянны, инертны, быстро теряют интерес к творческой деятельности и только педагог, умеющий выработать требования к детям, мотивационные ресурсы и стимулирование, добивается высоких и эффективных результатов.
Подбор видов деятельности, содержание занятий выстраиваются так, чтобы формировать и развивать творческий потенциал детей. Вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Например, создание самодельных игрушек, поделок стимулирует развитие креативного мышления у детей. Занятия творческой деятельностью приносят ребятам огромное удовольствие. Подарок, сделанный своими руками, в который ребенок вкладывает не только тепло своих рук, но и частичку своей души. Именно поэтому развитие потенциальных творческих способностей очень важно при воспитании и обучении детей с ОВЗ.
Дети, научившиеся определенному виду искусства, начинают радоваться успехам, желают продолжения и укрепления своих успехов, принимают участие в различных выставках, конкурсах.
В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезна творческая деятельность, позволяющая ребенку выйти из состояния зажатости.
Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, потому что нет включения ребенка в активную деятельность. Но доступность к творческой деятельности у детей разных категорий не одинакова.
Развитие творческих способностей детей способствует психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации воспитанников. Для детей и их родителей необходимо проводить творческие конкурсы, выставки творческих работ, детские праздники. Демонстрация своих работ перед родителями, и перед своими сверстниками не только повышает исполнительский уровень детей с ОВЗ, но и воспитывает у них чувство гордости за себя, веру в свои силы и возможности. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению среди сверстников.
Для развития творческих способностей детей с ОВЗ необходима технология педагогической поддержки. Поддержать - значит оказать помощь, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог бы проявить самостоятельность, инициативу, творчество, свои уникальные качества. Задача педагога находить способы поддержки ребенка с ОВЗ, опираясь на его потенциальные возможности. Поддержка – это такое взаимодействие с ребенком, которое помогает ему поверить в свои силы, увидеть те реальные возможности и способности, которые он может использовать. И она способствует включению механизмов творческого воспитания, потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души.
Заключение.
Вся творческая деятельность ребёнка является важным элементом его развития. Для ребёнка чаще важен не результат, а сам процесс творчества. Именно поэтому развитие потенциальных творческих способностей очень важно при воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью. Дети не задумываются о конечном результате, они получают удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так важен и оказывает позитивное воздействие на развитие ребёнка.
Занимаясь художественным творчеством, дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.
Практический опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью позволяет сделать вывод о том, что индивидуальные и групповые воспитательские коррекционно-развивающие занятия раскрывают перед учащимися большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют формированию у детей предпосылок изобразительной деятельности и игры, проявлений в деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.
Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ, имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.