Наталья Назарова
Развитие творческих способностей у детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с нарушением зрения часто не уверены в себе, замкнуты, пассивны, не выражают каких-либо эмоций. Иногда наоборот, слишком возбудимы, с недостаточно развитой мелкой моторикой рук, координацией движений. Многие страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве. У них недостаточно развита познавательная деятельность, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети испытывают трудности в общении, сотрудничестве.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2020
Творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает умение удержать в памяти впечатления и осмыслить их. А у ребенка с нарушением зрения творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия его прежнего опыта, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого рождаются фантазии.
Помочь детям с нарушением зрения накопить информацию об окружающем мире, которая обеспечит развитие личности и ее адаптацию в нем, лучше подготовиться к обучению в школе, а также развить у них творческие наклонности и способности, уверенность в себе помогут театрализованные игры.
Кроме этого театрализованные игры могут служить и одним из способов коррекционного воздействия на детей по следующим направлениям:
-Развитие зрительного восприятия
-Развитие мелкой моторики и осязания
-Ориентирование в пространстве.
-Бытовое и социальное ориентирование.
1. Развитие зрительного восприятия в обычных жизненных условиях.
В индивидуальной работе с детьми использую упражнения, направленные на коррекцию нарушенного зрения, такие как: «Расставь героев сказки от самого большого к самому маленькому», «Найди пару к герою сказки», «Какого персонажа не хватает?», «Подбери персонажа сказки к его изображению», «Найди все мягкие игрушки».
Для этой работы использую «Теневой театр» как наиболее отвечающий требованиям развития зрительного восприятия детей и формирования у них предметных представлений. Использование этого вида театра на коррекционных занятиях не создает особых сложностей и вызывает большой эмоциональный интерес у детей.
2. Развитие мелкой моторики и осязания - важнейшее чувство для детей с нарушением зрения.
Дети начинают воспринимать мир не только с помощью зрения, но и осязая его. В этом случае у ребенка появляется больше шансов в дальнейшей жизни вести полноценную деятельность, используя навыки осязания. Развиваю мелкую моторику пальцев рук при использовании «Пальчикового театра», «Театра би-ба-бо», «Настольного театра» с использованием строительно-конструктивного материала. Рисованию и ручному труду я уделяю особое внимание, так как дети своими руками создают театр, изготовленные способом «оригами», «трафаретный» театр, театр из конусных игрушек для разыгрывания. При контакте с игрушкой происходит поглаживание, ощупывание, определяется материал и свойства поверхности. При этом развивается тактильное и зрительное восприятие, мелкая моторика пальцев и рук, формируются умения и навыки правильного обследования предметов и умение действовать ими.
3. Ориентирование в пространстве.
Велика роль театрализованной деятельности в развитии пространственно-временной ориентации (создание мизансцен, смен, соответствующих различным временам года).
Использую упражнения на зрительно — пространственную ориентацию направленные на обогащение, расширение чувственного опыта детей: «Топни левой ногой», «Пройди по извилистой дорожке медленно, а по прямой — быстро», «Принеси игрушку, которая стоит слева от зайки» и др.
4. Бытовое и социальное ориентирование. Еще один важный аспект для слабовидящих детей.
С целью повышения социальной компетентности детей с нарушением зрения использую игры и упражнения, которые помогают детям познать свое эмоциональное состояние и оценить это состояние:
— игры на развитие фантазии, в которых развивается способность к импровизации: «Придумай жест», «Что пил», «Как живёшь бабушка?»;
— упражнения на память физических действий: «Пьём чай», «Гладим кошечку», «Мы идём в театр»;
— театрализованные игры: речевые, со стихами, режиссерские. Они помогают формировать навык свободного и естественного поведения на сцене, упражняют в умении взаимодействовать с партнёрами, а самое главное дети приобретают навыки социально — бытовой ориентации: знакомятся с профессиями, с правилами поведения на улице, на дороге, учатся быть вежливыми: «Сказка о двух козлах», «Волк и семеро козлят», «Кот Петух и Лиса»;
—этюды на основные эмоции “Грусть”, “Радость”, “Гнев”, “Удивление”, “Страх”. Проводились игры на жестикуляцию “Уходи”, “Согласие”, “Просьба”, “Отказ”, “Плач”, “Прощание”.
— речевые разминки — произнесение текста (скороговорки, небольшие стихи, потешки) с разным настроением, с разной силой голоса, темпом, отстукивая ритм. А также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку”.
Организация театрализованных игр с детьми, имеющими нарушения зрения, требует от меня специальной организации и четкой структурированности, а также индивидуального подхода к каждому воспитаннику.
1. Специально — организованная деятельность - Это кружковая деятельность. Кружок «Театральная мозаика» провожу 1 раз в неделю со всеми детьми группы.
В занятия кружка я включаю различные театрализованные игры, которые провожу поэтапно.
На первом этапе систематически выполняем игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря таким движения дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
На втором этапе ввожу игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.
На третьем этапе - перехожу к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или в группе заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
На четвертом этапе - переход к более сложному виду деятельности - драматизации. На этом этапе ребята «оживляют» картинки, рассказы и сказки («Спор животных», «Это я виноват» и др.).
2. Самостоятельная деятельность детей. Осуществляется детьми ежедневно, по желанию, утром или в вечернее время. Для этого в группе организовала театральный уголок в удобном месте для доступа. Он интересно и выразительно оформлен и называется «На лесной поляне». Наполнен разными видами театров, атрибутами, реквизитом для разыгрывания сценок. Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы. Дети с большим удовольствием примеряют костюмы, играют с объемными и плоскостными куклами, дидактическими игрушками.
3. Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, является важной частью коррекционной работы, так как у детей разные дефекты зрения и разный уровень осязательной чувствительности и моторики рук.
4. Взаимосвязь с другими видами детской деятельности
Театрализованные игры с легкостью включаются во все виды детской деятельности. В основе любого процесса творчества всегда лежит стремление удовлетворить свои желания.
Каждому ребенку хочется быть и собой и побыть сказочным героем, спортсменом, космонавтом и т. п. такую возможность дети получают в процессе сюжетно-ролевых, «строительных» игр. Участвуя в игре «Нарисуем сказку», дети сочиняют сказки во время изодеятельности. Играя в «Чудесные превращения» выражают свои чувства и эмоции через пластику своего тела в музыкальной деятельности. «Если бы я стал волшебником», «Продолжи сказку», придумывают, дают волю своей фантазии в коммуникативной деятельности.
Хочу поделиться результатами:
Дети становятся любознательными, активными, готовыми общаться и с взрослыми и с детьми. Все чаще, без напоминаний, оказывают помощь друг другу, «слышат» друг друга и взрослых. Появилась уверенность в своих движениях и поступках. Дети проявляют интерес к игрушкам в театральном уголке. Стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. Появилось желание придумать сказку, историю, сочинить танец. С большим удовольствием участвуют в конкурсе чтецов детского сада, театрализованных постановках, утренниках и развлечениях.
Итак, мы видим, что театральная деятельность является уникальным средством в развитии творческих способностей и коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Театр понятен, доступен, интересен каждому дошкольнику. С его помощью у ребенка с ОВЗ намного быстрее и, что самое главное, без лишнего напряжения компенсируются вторичные отклонения, развиваются творческие способности и задатки, которыми наделила его природа.
Я твёрдо уверена – все дети талантливы, только нам взрослым нужно вовремя увидеть, почувствовать и поверить в каждого из них.
В работе использую следующую литературу:
Т. В. Буцук, Л. Б. Осипова. Театрализованная деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения : практическое пособие для педагогов – Челябинск : Цицеро, 2013
Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М. : Школьная Пресса, 2004.