Лучший педагог года

Развитие творческих способностей у детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность

Наталья Назарова
Развитие творческих способностей у детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с нарушением зрения часто не уверены в себе, замкнуты, пассивны, не выражают каких-либо эмоций. Иногда наоборот, слишком возбудимы, с недостаточно развитой мелкой моторикой рук, координацией движений. Многие страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве. У них недостаточно развита познавательная деятельность, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети испытывают трудности в общении, сотрудничестве.

Публикация «Развитие творческих способностей у детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность» размещена в разделах

Творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает умение удержать в памяти впечатления и осмыслить их. А у ребенка с нарушением зрения творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия его прежнего опыта, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого рождаются фантазии.

Помочь детям с нарушением зрения накопить информацию об окружающем мире, которая обеспечит развитие личности и ее адаптацию в нем, лучше подготовиться к обучению в школе, а также развить у них творческие наклонности и способности, уверенность в себе помогут театрализованные игры.

Кроме этого театрализованные игры могут служить и одним из способов коррекционного воздействия на детей по следующим направлениям:

-Развитие зрительного восприятия

-Развитие мелкой моторики и осязания

-Ориентирование в пространстве.

-Бытовое и социальное ориентирование.

1. Развитие зрительного восприятия в обычных жизненных условиях.

В индивидуальной работе с детьми использую упражнения, направленные на коррекцию нарушенного зрения, такие как: «Расставь героев сказки от самого большого к самому маленькому», «Найди пару к герою сказки», «Какого персонажа не хватает?», «Подбери персонажа сказки к его изображению», «Найди все мягкие игрушки».

Для этой работы использую «Теневой театр» как наиболее отвечающий требованиям развития зрительного восприятия детей и формирования у них предметных представлений. Использование этого вида театра на коррекционных занятиях не создает особых сложностей и вызывает большой эмоциональный интерес у детей.

2. Развитие мелкой моторики и осязания - важнейшее чувство для детей с нарушением зрения.

Дети начинают воспринимать мир не только с помощью зрения, но и осязая его. В этом случае у ребенка появляется больше шансов в дальнейшей жизни вести полноценную деятельность, используя навыки осязания. Развиваю мелкую моторику пальцев рук при использовании «Пальчикового театра», «Театра би-ба-бо», «Настольного театра» с использованием строительно-конструктивного материала. Рисованию и ручному труду я уделяю особое внимание, так как дети своими руками создают театр, изготовленные способом «оригами», «трафаретный» театр, театр из конусных игрушек для разыгрывания. При контакте с игрушкой происходит поглаживание, ощупывание, определяется материал и свойства поверхности. При этом развивается тактильное и зрительное восприятие, мелкая моторика пальцев и рук, формируются умения и навыки правильного обследования предметов и умение действовать ими.

3. Ориентирование в пространстве.

Велика роль театрализованной деятельности в развитии пространственно-временной ориентации (создание мизансцен, смен, соответствующих различным временам года).

Использую упражнения на зрительно — пространственную ориентацию направленные на обогащение, расширение чувственного опыта детей: «Топни левой ногой», «Пройди по извилистой дорожке медленно, а по прямой — быстро», «Принеси игрушку, которая стоит слева от зайки» и др.

4. Бытовое и социальное ориентирование. Еще один важный аспект для слабовидящих детей.

С целью повышения социальной компетентности детей с нарушением зрения использую игры и упражнения, которые помогают детям познать свое эмоциональное состояние и оценить это состояние:

— игры на развитие фантазии, в которых развивается способность к импровизации: «Придумай жест», «Что пил», «Как живёшь бабушка?»;

— упражнения на память физических действий: «Пьём чай», «Гладим кошечку», «Мы идём в театр»;

— театрализованные игры: речевые, со стихами, режиссерские. Они помогают формировать навык свободного и естественного поведения на сцене, упражняют в умении взаимодействовать с партнёрами, а самое главное дети приобретают навыки социально — бытовой ориентации: знакомятся с профессиями, с правилами поведения на улице, на дороге, учатся быть вежливыми: «Сказка о двух козлах», «Волк и семеро козлят», «Кот Петух и Лиса»;

—этюды на основные эмоции “Грусть”, “Радость”, “Гнев”, “Удивление”, “Страх”. Проводились игры на жестикуляцию “Уходи”, “Согласие”, “Просьба”, “Отказ”, “Плач”, “Прощание”.

— речевые разминки — произнесение текста (скороговорки, небольшие стихи, потешки) с разным настроением, с разной силой голоса, темпом, отстукивая ритм. А также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку”.

Организация театрализованных игр с детьми, имеющими нарушения зрения, требует от меня специальной организации и четкой структурированности, а также индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

1. Специально — организованная деятельность - Это кружковая деятельность. Кружок «Театральная мозаика» провожу 1 раз в неделю со всеми детьми группы.

В занятия кружка я включаю различные театрализованные игры, которые провожу поэтапно.

На первом этапе систематически выполняем игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря таким движения дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе ввожу игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.

На третьем этапе - перехожу к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или в группе заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвертом этапе - переход к более сложному виду деятельности - драматизации. На этом этапе ребята «оживляют» картинки, рассказы и сказки («Спор животных», «Это я виноват» и др.).

2. Самостоятельная деятельность детей. Осуществляется детьми ежедневно, по желанию, утром или в вечернее время. Для этого в группе организовала театральный уголок в удобном месте для доступа. Он интересно и выразительно оформлен и называется «На лесной поляне». Наполнен разными видами театров, атрибутами, реквизитом для разыгрывания сценок. Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы. Дети с большим удовольствием примеряют костюмы, играют с объемными и плоскостными куклами, дидактическими игрушками.

3. Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, является важной частью коррекционной работы, так как у детей разные дефекты зрения и разный уровень осязательной чувствительности и моторики рук.

4. Взаимосвязь с другими видами детской деятельности

Театрализованные игры с легкостью включаются во все виды детской деятельности. В основе любого процесса творчества всегда лежит стремление удовлетворить свои желания.

Каждому ребенку хочется быть и собой и побыть сказочным героем, спортсменом, космонавтом и т. п. такую возможность дети получают в процессе сюжетно-ролевых, «строительных» игр. Участвуя в игре «Нарисуем сказку», дети сочиняют сказки во время изодеятельности. Играя в «Чудесные превращения» выражают свои чувства и эмоции через пластику своего тела в музыкальной деятельности. «Если бы я стал волшебником», «Продолжи сказку», придумывают, дают волю своей фантазии в коммуникативной деятельности.

Хочу поделиться результатами:

Дети становятся любознательными, активными, готовыми общаться и с взрослыми и с детьми. Все чаще, без напоминаний, оказывают помощь друг другу, «слышат» друг друга и взрослых. Появилась уверенность в своих движениях и поступках. Дети проявляют интерес к игрушкам в театральном уголке. Стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. Появилось желание придумать сказку, историю, сочинить танец. С большим удовольствием участвуют в конкурсе чтецов детского сада, театрализованных постановках, утренниках и развлечениях.

Итак, мы видим, что театральная деятельность является уникальным средством в развитии творческих способностей и коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Театр понятен, доступен, интересен каждому дошкольнику. С его помощью у ребенка с ОВЗ намного быстрее и, что самое главное, без лишнего напряжения компенсируются вторичные отклонения, развиваются творческие способности и задатки, которыми наделила его природа.

Я твёрдо уверена – все дети талантливы, только нам взрослым нужно вовремя увидеть, почувствовать и поверить в каждого из них.

В работе использую следующую литературу:

Т. В. Буцук, Л. Б. Осипова. Театрализованная деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения : практическое пособие для педагогов – Челябинск : Цицеро, 2013

Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М. : Школьная Пресса, 2004.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развиваем детей через театрализованную деятельность» Театр это искусство, которое близко и понятно детям. Так как в основе театра лежит игра. Театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность
Опубликовано: 19 августа 2020 в 19:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей у детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Назарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД