Михайлова Светлана
Развитие творческих способностей у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей у детей раннего возраста
Управление образования Администрации
Угличского муниципального района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Светлячок»
С. В. Михайлова
«Развитие творческих способностей у детей раннего возраста»
Методические рекомендации
Углич, 2016 год
Михайлова С. В. "Развитие творческих способностей у детей раннего возраста". Методические рекомендации. Углич, 2016.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей раннего возраста» размещена в разделах
Выпуск издания посвящен методике организации работы по развитию творческих способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста и созданию условий для возникновения интереса к творчеству. Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей, интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей данного возраста. В основу методических рекомендаций положен опыт работы по ознакомлению детей с изобразительной деятельностью Комаровой Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности», Янушко Е. А. «Лепка с детьми раннего возраста», Лыковой И. А. «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Казаковой Р. Г. «Изобразительная деятельность в детском саду». Методические рекомендации раскрывают возможные взаимосвязи занятий с детьми по разным разделам воспитательно - образовательной деятельности через игру, с учётом индивидуального подхода к каждому ребёнку. В основе организации детской деятельности лежит совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
© Михайлова С. В., текст, 2016
Содержание
Введение стр. 3 Раздел 1. Методика развития творческих способностей у детей
раннего возраста. стр. 6
Раздел 2. Условия формирования детского творчества. стр. 12
Заключение стр. 14
Литература стр. 14
Введение
«Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволяют развить эти способности вовремя»
(О. Белобрыкина)
Дошкольный период детства – это период, когда закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.
Актуальность темы опыта работы продиктована требованиями ФГОС ДО (п. 1.6., т. к. одна из целей стандарта – это создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
В педагогической науке и практике задача изучения проблемы способностей и их формирования начиная с раннего детства становится особенно актуальной.
Способности – это психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые в этой деятельности формируются.
Так, С. Л. Рубинштейн в своем капитальном труде по психологии писал: «Будучи пригодной для деятельности, способность в деятельности и формируется».
Характеризуя способности, об этом же пишет известный советский психолог Б. М. Теплов, исследовавший проблемы музыкальной способности : «Способности не существуют без соответствующей конкретной деятельности человека. Всякая способность возникает и развивается в процессе такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности, которая без нее осуществляться не может».
Исследователи рассматривают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает разные способности ребенка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к искусству и культуре.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Развивать творческие способности у детей очень важно, так как они способствуют всестороннему развитию личности ребенка, повышают возможности его дальнейшего обучения.
В детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста.
Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества : «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому».
По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том,что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.
Развитие детского творчества, являясь актуальной проблемой современной педагогики и психологии, ставит перед системой образования основную цель – воспитание в подрастающем поколении творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Мы должны у наших детей воспитывать пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключаются во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации, конструирования и игры-драматизации
Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности способствует повышению активности детей, вызывает у них положительное отношение к игре, рисованию, лепке, аппликации, углубляет образное познание действительности и искусства. Дети учатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, что способствует ранней позитивной социализации.
- приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, знакомятся с изобразительными материалами, становятся более раскрепощенными, уверенными в себе.
- развивают творческие способности, воображение, фантазию, получают эстетическое удовольствие от своей работы.
Методика развития творческих способностей у детей раннего возраста
Дошкольное детство, является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познать окружающий мир. И педагоги, и родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление знаний и опыта – это необходимая предпосылка для будущей творческой личности.
Творческие способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность.
Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмических, театрализованных, музыкально-игровых, художественно – речевых, рисовании и лепке. Ребёнку необходимо помочь развивать ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребёнок не найдёт эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.
Для успешного развития творческой личности необходимо создать в детском саду такую обстановку, которая будет опережать развитие ребенка. Это развитие должно носить гармоничный и системный характер. То есть необходимо как можно раньше окружить ребенка такой средой, которая будет стимулировать его творческую, познавательную, речевую, социально-коммуникативную деятельность.
При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста важен метод совместных действий взрослого и ребенка - «сотворчество». В народной педагогике рекомендуется, занимаясь с ребенком, находить различные формы совместных занятий.
Занятия рисованием — одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.
Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредоточиться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития ручной моторики маленьких детей делает затруднительной работу с художественными материалами и инструментами.
Если ребёнок упрямиться и не хочет выполнять задание, необходимо постараться заинтересовать ребёнка, и выяснить причину его нежелания выполнять работу. Данная ситуация типична и объясняется тем, что ребенок или не достаточно хорошо владеет исполнительскими умениями: рука не слушается, карандаш так и норовит выпасть, повернуть в другую сторону, или ребенок не очень хорошо представляет себе предмет из-за плохо развитого восприятия.
Постепенно, благодаря целенаправленной работе у ребенка сформируется умелость руки, он овладеет формообразующими движениями, способами действия и умением действовать с изобразительными инструментами, что является основой формирования устойчивого замысла. И восприятие его также будет обогащаться: в предметах ребенок будет замечать форму, конструкцию, признаки, детали, по - новому характеризующие образ.
Задача педагога заключается в том, чтобы выяснить причину неумения ребенка, определить компонент не имеющий наполнения (восприятие или исполнительство). Если страдает компонент восприятия, то необходимо организовывать дополнительные наблюдения с такими детьми, обращать внимание на конструкцию предмета, его детали, части. Дать возможность пощупать, данный предмет, понюхать, при необходимости попробовать на вкус и т. д. Неумение пользоваться кистью, карандашом, несформированность формообразующих или обобщенных способов деятельности заставляют педагога научить этому ребенка.
Маленьким детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования : кисточкой, карандашами, фломастерами.
Самыми эффективными способами рисования - являются нетрадиционные способы изобразительной деятельности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том,что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на снегу, на песке, на газете… Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги, бумажными тампонами и салфетками, ватными палочками и т. п.
С малышами можно нарисовать, как идет дождик (капельки-пальчики, курочка клюет зернышки, дорисовать ветку мимозы, раскрасить зайчика. Ребенок может придумать целую историю, что он нарисовал, и это уже развивает у него творчество и воображение.
В настоящее время одним из популярных в мире направлений арт — терапии считается - взаимодействие с песком. Действия с песком позволяют детям избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий. Удивительным образом горсть песка может превратиться в сказочного героя, диковинного зверя, звездное небо или море. Для рисунка используется речной песок, заранее просеянный, промытый и прокаленный. Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы: соль, манку, рис, молотый кофе.
Одним из самых любимых и увлекательных занятий для детей является изготовление поделок из различных материалов, которые не только увлекают ребёнка, но также развивают у него воображение, мышление, мелкую моторику, творческую активность, координируют работу глаз и обеих рук. Детям в этом возрасте можно предложить сделать дорожку из гречки для колобка, при знакомстве с народной игрушкой украсить зёрнышками кофе, арбузными семечками, горохом сарафан у матрёшки, лошадку или петушка, использовать манную крупу для изображения снега, с помощью макаронных изделий в ходе знакомства с домашними животными украсить овечку или создать образ пушистой тучки из кусочков ваты.
Подручные материалы, которые найдутся в каждом доме, также подойдут для изготовления поделок. К ним можно отнести ватные палочки или ватные диски, которые безопасны и безвредны в использовании.
Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и в активном его познании, преобразовании. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать.
Одним из условий познания ребёнком окружающего мира является отражение этого мира в творчестве ребёнка. Все, что он видит и о чем мечтает, может воплотиться в лепных образах. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли, их можно использовать как атрибуты для сюжетно - ролевых игр.
Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.
Одним из самых популярных видов детской деятельности широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная игра. Она близка и понятна каждому ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия. Детям необходимо читать и рассказывать русские народные сказки, «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Снегурушка и лиса», литературные произведения В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок», К. Чуковского «Цыплёнок», стихи советских авторов А. Барто, С. Маршака, И. Токмаковой и т. д. привлекать к проговариванию реплик от имени того или иного персонажа; рассматривать иллюстрации, использовать для показа любимых сказок разные виды театров; использовать инсценировки сказок, потешек, стихов и песенок в образовательной деятельности, например при знакомстве детей с овощами и фруктами, домашними и дикими животными, с трудом и бытом взрослых.
Можно предложить детям поиграть в солнечную погоду с тенью, изобразить, например, птицу в движении или поупражняться в создании образа петушка из потешки «Петушок, петушок.», гусей «Гуси, гуси, га, га, га» т. д. Полученные знания дети в дальнейшем смогут использовать в своих играх. Сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, познакомить с организацией педагогической работы помогают такие мероприятия, в которых принимают участие сами взрослые, поэтому необходимо привлекать их к совместному участию в инсценировках любимых сказок, КВН, детских праздниках, посиделках, в конкурсах рисунков и стихов.
Сроки становления разных видов деятельности неравномерны, и каждый вид творческой деятельности ребенка имеет свою специфику. Вместе с тем существуют и какие-то общие вопросы, которые решаются исследователями в любом виде деятельности ребенка, особенно в развитии художественно-творческих способностей. Это вопросы об источниках и условиях возникновения творчества у детей, создании художественной среды, роли руководства творческим процессом, о понимании связей и отношений между обучением и творчеством, репродуктивным и продуктивным путями создания образа.
Условия формирования детского творчества :
1. Одним из главных условий развития творчества является наличие интереса к изобразительной деятельности, который возникает на основе ведущего вида деятельности – игры. Начиная занятия со сказки, веселого стихотворения или потешки, можно эмоционально затронуть малыша, превратить занятие в увлекательную игру. Созданию игрового настроения способствуют также ролевые и подвижные игры, занимательные задания на развитие мышления.
Поддерживая интерес к деятельности, можно предложить разные способы достижения желаемого. Например, если не удается нарисовать машинку, предложите сделать машину из конструктора. Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое, следует понять причину и усложнить или облегчить его. Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать внимание и умение сосредотачиваться., стараться привлекать ребенка к логическому завершению задания.
2. Не менее важным условием исследователи считают наличие действенного мотива деятельности. Мотив может быть направлен на достижение результата деятельности (Рисование – «осень» - ты знаешь, какая бывает осень. А мама не знает, какая осень красивая. Давай ей покажем). Так же мотив может быть основан на потребности ребенка кого-либо порадовать, помочь кому-либо.
3. Необходимо обеспечить и правильное восприятие предметов. С этой целью проводятся наблюдения, экскурсии, обследования т. е. обогащается сенсорный опыт ребенка – потрогать, погладить, обвести форму, рассмотреть иллюстрации, фотографии.
В процессе восприятия предметов уточняются представления о форме, цвете, конструкции, определяются его художественные достоинства.
4. Необходимо формировать исполнительские навыки детей, знакомить с изобразительными материалами, закреплять способы действия с ними, показывать их выразительные возможности, развивать формообразующие движения, т. к. это важное условие, способствующее развитию изобразительного творчества.
5. Н. П. Сакулина указывает на важность игрового отношения к предметам. Все занятие необходимо проводить в игровой форме, усвоение изображения происходит через игру. Многие авторы предлагают использовать игровые сюрпризные моменты – в гости приходят игрушки, для которых создается изображение. Одним словом, необходимо создавать условия для непроизвольного обучения детей творчеству. Использование произведений искусства в работе с дошкольниками так же способствует развитию творчества детей. .
6. Воспитатель должен предусмотреть вариативность предмета изучения, способов показа (круг можно закрасить разными приемами, вариативность использования образцов (несколько Снегурочек в качестве образца, похожих но не одинаковых, что обеспечивает отсутствие стандарта в изображении.
7. Важно при подаче материала соблюдать принцип последовательности от простого к сложному. Ведь основная цель воспитателя - вовлечь ребенка в творческий процесс, дать почувствовать, что у него все получается. Здесь нет жестких рамок, которым обязательно нужно соответствовать, здесь ценятся попытки найти свое, оригинальное решение. Интересные работы могут получаться у многих детей. Так дети раскрепощаются, становятся настоящими творческими людьми.
8. Важна заинтересованность воспитателя в том, что творят дети. Для этого он должен владеть системой знаний о творчестве как о процессе, быть эмоциональным, знать методы, приемы, условия, обеспечивающие творчество.
9. Наличие материальной базы не менее важно, т. к. для реализации замысла, ребенку необходимы разнообразные инструменты, материалы, которые позволяют это сделать. Так же большое значение имеет наличие изобразительного уголка в группе, где ведется работа по знакомству детей с произведениями искусства. В уголке могут быть сосредоточены книги, иллюстрации, альбомы, изобразительные материалы и пр. Воспитатель должен косвенно руководить самостоятельной деятельностью детей в созданной изостудии.
10. Необходимо донести до родителей понимание сути творчества, предложить не ограничивать, а способствовать тому, чтобы ребенок занимался художественной деятельностью дома.
11. Особое внимание следует обратить на то, что детские работы должны «жить» в детском саду. Дети должны видеть, что их работы кому-то нужны – украшают интерьер группы, зала, используются как атрибуты в сюжетно-ролевой игре, (дети лепят из теста баранки, раскрашивают, а затем используют в качестве угощения для кукол) и т. д.
Перечисленные выше условия – лишь часть, способствующая формированию творческих способностей дошкольников.
Заключение
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Мы должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию : обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.
Таким образом, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Литература
1. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 56 с.
2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» Творческий центр СФЕРА Москва 2008
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1954. – С. 536.)
4. Теплов Б. М. Психология / Под ред. К. Н. Корнилова, Б. М. Теплова, Л. М. Шварца. – М., 1941. – С. 355–356.)
5. Ульева Е. А. Творческие задания «Времена года»,Тетрадь для занятий с детьми, Москва ВАКО
6. Янушко Е. А. «Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года)» Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва Мозаика-Синтез 2007