Светлана Малахаева
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-ритмических движений
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. Введение….…. 3
2. Виды музыкально – ритмических движений …. 5
3. Методические рекомендации по использованию музыкально – ритмических движений в развитии творческих способностей детей. …6
4. Заключение….9
5. Литература…. ….…10
6. Приложение…. 11
Введение
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-ритмических движений» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение - средством ее усвоения. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых движение приобретает соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.
В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования. Различные формы художественно - эстетической деятельности активно внедряются в образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию творческих способностей и инициативы дошкольника. Поиск эффективных средств развития творческих способностей дошкольников в ходе музыкально - ритмической и танцевальной деятельности представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что необходимо расширить знания и изучить методики развития творческих способностей дошкольников в ходе музыкально - ритмической и танцевальной деятельности более углубленно, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.
В данной разработке представлены методические рекомендации по использованию музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности, которые позволяют развить у детей творческие способности, практические умения и навыки в танцах на всех уровнях: индивидуальном, групповом, фронтальном.
Новизна опыта состоит в создании условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально - ритмической и танцевальной деятельности, нацеленных на использование элементов ранее известных и современных методик.
Виды музыкально – ритмических движений
Как мы знаем, источниками движения считают физические упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки. Физические упражнения в ритмике – ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки, общеразвивающие упражнения (без предметов и с ними); строевые (построения, перестроения, передвижения). Само слово «упражнение» звучит для ребенка прозаично, поэтому с учетом поэтического восприятия мира детьми упражнения, как правило, имеют образные названия: «шагают кузнечики», «после дождя», «спать хочется» и т. д.
Хорошо использовать:
• музыкальные игры, направленные на выражение эмоционального содержания музыки. В основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей.
• сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения
• музыкальные игры под инструментальную музыку и игры под пение – хоровод.
Рекомендую так же использовать:
• детские пляски и танцы. Они основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмического движения можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные и импровизационные, а также комбинированные, то есть имеющие и зафиксированные движения, и свободную импровизацию. В этом случае используется авторская композиция движений, и те, которые придумывают сами дети.
Таким образом, все виды музыкально-ритмического движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки, но у каждого вида есть свои функции.
Методические рекомендации по использованию музыкально – ритмических движений в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Приемы, рекомендуемые при огранизации музыкально – ритмических движений :
• наглядно-слуховой метод, который предполагает художественное исполнение педагогом музыки;
• словесный – образный рассказ о новой игре, танце;
• метод упражнения – многократного повторения и закрепления движений;
• поэтапное разучивание репертуара танцев;
• практические приемы это: игровые приемы, соревновательность, сравнение и контрастное чередование движений и упражнений, прием пространственной ориентации, импровизации, фиксация отдельных этапов хореографических движений, развитие основ пластических линий.
Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия, отдельных персонажей-образов. И намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения.
Рекомендации:
1. Начните свою работу по восприятию музыки детьми, учить выделять яркие выразительные средства в музыке, акценты, метрические пульсации, темповые изменения. Все это передается хлопками, шлепками, притопами, щелчками, отстукиванием ритма. Только потом происходит освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов и танцев.
2. Очень важно научить детей слышать музыку, поэтому основным правилом обучения детей музыкально-ритмическому движению является внимательное отношение к музыке, что, соответственно, не допускает разговоров во время ее звучания, а также шумного исполнения движений. Самым простым заданием на первых порах для детей должно быть требование начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать только после его завершения.
3. При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.
4. Развивая творческие способности детей средствами музыкально – ритмическими движениями используйте психолого-педагогический метод:
• педагогическое наблюдение;
• прием проблемного обучения и воспитания;
• индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку;
• прием воспитания подсознательной деятельности;
• педагогическая оценка исполнения ребенком упражнений;
• прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного процесса (отдыха, релаксации).
5. Для формирования контакта друг с другом используйте с детьми игры и танцы: «Разноцветные шары», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам» и др. («Барбарики», «Вальс цветов», «Аквариум» и другие). Данные игры и танцы способствуют развитию дружеских взаимоотношений между детьми, внимания, ориентировке в пространстве, раскрытию индивидуальности детей, и совершенствование имитационных движений под музыку.
6. Во время свободной деятельности в группах организуйте дидактические игры, музыкальной тематики такие как :
- «Танец, песня, марш», во время которой детям раздаются карточки с изображением танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих. Ребята, прослушав небольшие фрагменты музыки и, отгадав, показывают карточку и исполняют танец или его элементы.
- «Весело и грустно», где ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные, задание изобразить эмоции животного, его движения и повадки.
7. Знакомьте детей с элементарными правилами танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.
8. Обязательно проводите с детьми работу над образом, где дети сами пробуют составлять танцевальные миниатюры, которые помогают развить воображение, умение войти в образ и передать характер героя движениями.
9. Во время деятельности отмечайте, кому из детей необходима помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать. Обязательным условием является похвала ребёнка, для того, чтобы подбодрить его, подсказать и направить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который помогает детям представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении.
10. Танцевальные композиции продумывайте с учетом не только двигательного развития, но и творчества. Для этого организуйте танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей ( коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец ёлочек и зайцев», «Весна пришла», «Парад шляпок», «Разноцветная игра», «Медведь» и др.). Результативной работой можно считать лишь тогда, когда дети начинают свободно двигаться с полной эмоциональной и художественно-эстетической отдачей.
11. Обязательной частью деятельности в процессе работы над опытом является работа с родителями. В соответствии с ФГОС ДО, семья является полноценным участником образовательного процесса. Совместное творчество с детьми заряжает членов семьи положительными эмоциями на длительное время. Именно родители являются союзниками в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций. Привлекайте их к совместной деятельности, используя рекомендации и консультации, такие к примеру, как: «Развиваем ритмические способности ребенка», «Значение танца в развитии творческих способностей дошкольников», «Музыка как средство творческого развития ребенка», «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях музыкой», «Развиваем музыкальные способности детей вместе» и другие.
Заключение
Дошкольное детство - период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств личности. В возрасте дошкольного детства потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно в дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.
Танцам отводится особое место в процессе музыкально эстетического воспитания детей дошкольного возраста, так как, будучи выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческой активности детей, а так же доставляют им большое удовольствие и радость.
Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность способствует :
-развитию фантазии, воображения, оригинальности;
-перевоплощению детей в образ во время танца;
-получению положительных эмоций, необходимых для творческого развития личности.
Проявление творческих способностей детей с использованием музыкально – ритмических движений : выступления в концертах, на детских утренниках, развлечениях, на родительских собраниях в детском саду.
Литература:
1. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с. Электронный ресурс – диски приложение к книге
2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.
3. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 68 с.
4. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс] : прил. к кн. Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб : Музыкальная палитра, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).