Анна Смирнова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Темочки:
Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия:
1. Связь воспитания с жизнью ребенка.
2. Применения новых знаний и умений.
3. Познание мира носит наглядный характер.
4. Иметь в распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели.
Задачи:
1. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
2. Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, развивать мелкую моторику рук, координации движений;
3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
5. Налаживание эмоционального контакта;
Существует ряд способов, помогающих дошкольнику в развитии творческого воображения :
1. Обогащайте жизненный опыт малыша: читайте ему сказки и стихотворения, рассматривайте картинки в книгах и журналах, не упускайте возможность посетить с ребенком театр или музей, ездите с ним на экскурсии.
2. Поощряйте лепку и рисунки по замыслу. Если у ребёнка не все получается, обсудите с ним план и помогите в деталях представить задуманное.
3. Воображение формируется в результате творческой переработки пережитых моментов: научите малыша рисовать увиденное, пересказывать произошедшие интересные события.
4. Творческому развитию ребенка способствует сочинительство. Приветствуйте его во всех проявлениях: будь то рассказ, сказка или стихотворение.
5. Игра – ведущая деятельность для дошкольника, развивающая его во всех направлениях. Пусть малыш играет как можно больше.
6. Собирание детских конструкторов отлично развивает воображение. Чем разнообразнее предложенные ребенку конструкторы, тем лучше.
7. Не ленитесь использовать для развития воображения специальные творческие задания для маленьких детей.
Упражнения и игры на развитие творческих способностей дошкольников существует множество. Для того чтобы занятия давали положительный эффект их необходимо использовать в игре с ребёнком и чередовать.
1. «Четыре цвета» (упражнение для развития творческих способностей и художественного восприятия у дошкольников). Ребёнку нужно выбрать четыре любые краски и полностью заполнить ими чистый лист бумаги. После он может рассказать, что он хотел выразить, и что означают отдельные детали рисунка.
2. «Две феи».
Для выполнения этого упражнения необходимо подготовить два листа с одинаковыми фигурами. Ребенку с помощью карандашей следует одну фигуру превратить в добрую фею, а другую в злую. Причем предварительно беседовать с малышом не нужно. Пусть сам подумает, как это сделать, и пофантазирует, что плохого совершила злая фея, а что хорошего – добрая.
3. «Способы использования предмета».
Называть какой-то хорошо известный предмет, например скрепка. Нужно назвать больше всего способов её применения, скрепку можно использовать: в качестве крючка, ей можно скрепить листы бумаги (прямое назначение, использовать в виде проволоки и т. п.
Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение рассматривать его в разных ситуациях и взаимосвязях, открывать в обычном неожиданные возможности. Психологический механизм, что лежит в основе многих открытий, заключается именно в способности увидеть в обычном предмете с традиционными, закреплёнными за ним свойствами совсем неожиданный способ его использования.
2. «На что похожи наши ладошки»
Предложить ребёнку обвести красками или карандашами собственную ладошку или две. Придумать (пофантазировать) «Что это может быть»? (бабочка, животное, птичка и т. п.) Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
3. «Волшебная ниточка»
В присутствии ребёнка обмакнуть ниточку 30-40см. в тушь и положить на лист бумаги, произвольно изогнуть (нить). Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Придерживаем листы и аккуратно вытягиваем нить. На бумаге от нити останется след, д\ребёнку предлагается определить и дать название полученному изображению.
Список литературы.
• Михайлова-Свирская Л. В. Математика в детском саду. – М. : Национальное образование, 2015.
• Ермолаев С. Д. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. – Спб: Детство-Пресс, 2015.