Ирина Иванова
Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством правополушарного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
(обобщение опыта работы)
О правополушарном рисовании я узнала относительно недавно, меньше года назад, хотя об этом направлении и о его создателе – Бетти Эдвардс, известно с 70 годов 20 века. Мне хотелось какой – то новизны для детей кружка по изобразительному искусству, но, чем же новым, кроме нетрадиционных техник, можно заинтересовать дошкольников? Наверное, это был знак свыше.
Публикация «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством правополушарного рисования» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Правополушарное рисование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Старшая группа
- Темочки
Однажды, моя сестра рассказала о своей подруге, молодой рязанской художнице, Александре Николаенко, которая обучает в своей студии «Таланту – да!», а также проводит онлайн – марафоны по правополушарному рисованию «Научись рисовать с 0 за несколько вечеров». Решила поучаствовать в марафоне, вдруг в работе пригодится, повышу свой профессиональный уровень.
Впечатление было неоднозначным. Пришлось полностью ломать стереотипы, но логика левого полушария всё равно брала своё. Правое полушарие, отвечающее за творчество, не очень хотело включаться в работу. Понадобилось время, надо было поднабраться опыта, поэтому решила пройти у Саши 2 месячный онлайн – курс «Художник на все руки». Она «провела» меня через все ступени правополушарного рисования. Меня затянул процесс, было интересно, иногда трудно, но арт – терапия сделала своё дело. Рисую часто, пробую творить со своими дошколятами, а ещё, иногда по выходным, посещаю мастер – классы Александры Николаенко, замечательного преподавателя, в её студии.
Теперь надо было перестраивать работу своего кружка. Я задала себе вопрос, а чего я хочу добиться? К чему должна стремиться, какую цель поставить перед собой? Ответила - хочу, чтобы моим воспитанникам было интересно, чтобы они получали удовольствие, радовались, гордились своими результатами – красивыми и яркими картинами, порой неожиданными для них самих. И не важно, что ребёнок не умеет рисовать, если у него есть большое желание научиться, (его желание, а не его родителей) то всё получится!
Время тоже ограничивалось 30 – 40 минутами, надо было ускоряться. Возраст детей, с которыми я провожу занятия кружка 5 – 7 лет, старшие дошкольники.
Начали работать. На первом этапе мы поменяли кисти на плоские щетинные – 14 и 6 мм и синтетическую круглую – 1 - 2 мм, запаслись поролоновыми губками, гуашевыми красками. Основной образовательной задачей для детей стало знакомство с некоторыми правополушарными техниками.
Сначала мы экспериментировали с погружением в творчество – созданием фонов, горизонтальных, вертикальных, диагональных, круговых, смешанных. Грунтовали лист белой краской, ставили разноцветные кляксы и делали «растяжку» в разных направлениях, проводя кистью, или поролоновой губкой 1 раз по 1 месту. Получался разноцветный, полосатый фон. Очень частые ошибки детей - растирание краски до однородного тона, сильное смачивание кисточки в воде. Результат - ребята научились делать «полосатый» фон, использовать воду в стаканчике только для промывания кистей. Начали задумываться, для чего может пригодиться такой фон. Это хорошее упражнение для развития творческой фантазии и воображения, включения в работу правого полушария.
Отказаться от символов было самой трудной задачей. Привычка рисовать солнышко в виде круга с лучиками, домик – из геометрических фигур, дерево – в виде ствола и чёрточек была левополушарной, логической. Я подумала, что использование силуэтных шаблонов из картона, поможет решить эту задачу, а заодно и сэкономит время. Дети с помощью поролоновой губки (на губку наносили 2 цвета краски кистью, в зависимости от задуманного сюжета) обводили, пропечатывая, края шаблона и заполняли оставшуюся пустоту на листе бумаги. Таким образом, решалось сразу 2 задачи: получался контур предмета и фон картины. Шаблон убирали, на листе бумаги появлялось белое силуэтное пятно, которое потом превращали в лисичку, сову, ёжика, заполняя краской разными способами. То есть, края предмета рисовали, как границы пространства. Хорошо «отключал» от символов приём перевёрнутого рисования. Для изображения ёлочек, веточек деревьев переворачивали лист вверх ногами: для ёлочек делали «тычки» кистью в виде «улыбок», а для веточек деревьев – волнистые «ножки осьминога».
Чтобы отойти от символов и получить интересные световые пятна, дети осваивали взлетающий мазок щетинной кистью – «метёлочка». С помощью такого приёма получалась травка, цветы, кустики. Ребятам очень нравилось рисовать лепестки цветов синтетической кистью сразу 2 цветами, прикладывая ворс к листу бумаги.
Ещё одна задача – освоить пропорции и познакомиться с перспективой. Это тоже было не просто. У ребёнка, что главное на картине, то должно быть больше. Детям можно объяснить, что на переднем плане предметы ближе, поэтому они крупнее, выше, толще, но как подчинить их законам перспективы? Улица, аллея, уходящая вдаль? Старались упрощать. Например, на линии горизонта ставили точку и проводили к ней 2 линии под линейку, чтобы было проще, а потом «вписывали» в эту полоску стволы деревьев или домики.
Чтобы предмет стал объёмным, нужно было познакомить воспитанников со светом и тенью. Дети освоили, что если на предмет падает свет, то достаточно с освещённой стороны нанести на него мазок светлой или даже белой краской по основному тону, а с затемнённой коричневой или чёрной. Всё делалось упрощённо. С этой задачей воспитанники справлялись успешно.
Ну и последняя задача – это восприятие целостного образа картины.
Каждый ребёнок всегда хочет добавить «изюминку» в свою работу, дорисовать детали, чтобы картина имела какое то смысловое значение, в этом проявляются его индивидуальные творческие способности, развивается воображение, фантазия, порой неожиданные не только для него, но и для взрослого. Эффект арт – терапии – погружение в состояние творческого потока, интуитивное рисование, когда успокаивается нервная система, активизируется правое полушарие мозга, ребёнок получает положительные эмоции, удовольствие от процесса. Иногда, я не показывала ребятам образец картины, а пошагово и поэтапно мы вместе создавали свои работы, появлялся интерес, а что будет дальше, какие интересные цветовые сочетания образуются на листе бумаги. Сначала, занятия проходили в виде пошаговых мастер – классов, затем, в ходе освоения приёмов правополушарного рисования, использовала пошаговые схемы и словесные инструкции. В общем, наши занятия были всегда увлекательными, интересными и неожиданными.
Наши работы.