Файруза Идрисова
Развитие творческих способностей нетрадиционным способом рисования с детьми старшего дошкольного возраста в кружковой работе
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта
"Развитие творческих способностей нетрадиционным способом рисования с детьми старшего дошкольного возраста в кружковой работе"
В каждом ребенке дремлет птица,
которую нужно разбудить для полета.
Творчество-это имя этой волшебной птицы!
Публикация «Развитие творческих способностей нетрадиционным способом рисования с детьми старшего дошкольного возраста в кружковой работе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу,
чем раньше научится видеть красоту
окружающего мира, понимать язык природы,
музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем
ярче, эмоциональнее, чище он будет».
В. А. Сухомлинский.
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Изобразительно-художественная деятельность является важнейшем средством в формировании личности ребенка старшей и подготовительной к школе группе, она дарит детям радость познания творчества. Со старшего дошкольного возраста проявляются природные творческие способности детей. Чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, надо научить ребенка разбираться в изобразительном искусстве, помочь овладеть необходимыми способами художественной деятельности, техникой и приемами, изобразительными навыками и умениями, грамотно организовать его художественно-эстетическое развитие. Также необходимо выявить уровень развития ребенка на данном возрастном этапе, что важно для планирования последующей работы в течение определенного промежутка времени. Словом, педагог должен дать ребенку те знания, научить тем умениям и навыкам, которые будут ему необходимы для обучения в школе.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для художественного творчества детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка : воображение, наблюдательность, художественное мышление и память детей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Таким образом, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционного рисования является актуальной и благоприятно сказывается на развитии творческих способностей детей.
Нетрадиционные способы рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких способов является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, нет уверенности, нет воображения, фантазии, в рисунках отсутствует творческий подход,
Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях кружка нетрадиционные техники рисования позволят ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в творчестве. Решать обозначенные проблемы в изобразительном творчестве дошкольников я пробовала, используя нетрадиционные способы рисования. В своей кружковой работе за основу взяла программу Леоновой Н. Н. «Художественно- эстетическое развитие детей 5-7 лет», чтобы проводить занятия по развитию художественного творчества, посредством нетрадиционных способов рисования в кружке «Мастерская чудес».
Программа кружка «Мастерская чудес» по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования разработана мной в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе программы Художественно- эстетическое развития детей 5-7 лет Леоновой Н. Н.
Дополняла следующей литературой:
Р. Г. Казакова: Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники,
Г. Н. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Г. Н. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись
А. А. Грибовская Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество.
А. А. Грибовская Обучение дошкольников декоративному рисованию
Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средство образного отражения жизненных впечатлений.
И я представляю обобщенный опыт работы на тему : «Развитие творческих способностей нетрадиционным способом рисования с детьми старшего дошкольного возраста в кружковой работе"
Цель моей работы : Развитие детского творчества с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
• Создать условия экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;
• Знакомить с нетрадиционными материалами в художественном творчестве (обрывная аппликация, монотипия, коллаж и т. д.);
• Расширить представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
• Воспитывать самостоятельность, интерес к рисованию.
Цель кружка :
• Формирование у детей эстетического отношения и творческих способностей в изобразительной деятельности посредством нетрадиционных способов изображения рисования, пластилинографии, аппликации;
• Развитие любознательности, стремление к творческому познанию изобразительного искусства посредством нетрадиционного рисования, лепки и разные техники аппликации;
• Освоение навыков работы с нетрадиционным материалом, совершенствование технических приемов во время работы в соответствии с темой.
Задачи:
• Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования
• Совершенствовать технические умения и навыки рисования
• Формировать эстетический вкус, творчество и фантазию с помощью ознакомления с нетрадиционными техниками рисования
• Развивать любознательность, наблюдательность, усидчивость, воображение и аккуратность.
• Способствовать развитию у воспитанников интереса к изобразительной деятельности, путем обучения приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения созерцать красоту окружающего мира.
• Способствовать развитию художественно-образного, творческого мышления детей.
• Развивать специальные навыки и умения в пластилинографии и аппликации, в процессе обучения через практическую деятельность.
• Воспитывать у воспитанников интерес к изобразительной деятельности.
В кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие техники нетрадиционного рисования :
• Монотипия пейзажная
• Монотипия предметная
• Отпечаток листьями и овощами
• Коллаж
• Граттаж
• Пластилинография
• Обрывная аппликация
• Торцевание
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:
-словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения», занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Дети учатся рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и, знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, методом набрызгивания краски, пробуют рисовать ладошкой, пальцами, получают изображение с помощью подручных средств (ниток, бумаги, полых трубочек) и природного материала (овощей, листьев деревьев). Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового.
Ожидаемые результаты
• Умение замечать прекрасное в природе и обстановке
• Умение самостоятельно продумывать композицию своей работы.
• Усвоение детьми различных художественных техник:
рисование нетрадиционными способами, разные техники аппликации, пластилинографии.
• Развитие мелкой моторики рук.
Диагностика выявления художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста «Дорисовывание кругов» по методике Т. С. Комаровой. проводилась 2 раза в год (в сентябре и в конце мая).
Таким образом, опыт работы показал, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет детям истинную радость. На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретают опыт эстетического восприятия. Они стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения.
Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать техники рисования для развития творческих способностей детей.
Работы детей кружка «Мастерская чудес» в нетрадиционной технике рисования.