Наталья Николаевна Брусенская
Развитие творческих способностей дошкольников посредством организации сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Современная жизнь и масштабные перемены в ней, ставят перед педагогами сложную задачу – подготовить дошколят к жизни в стремительно меняющемся мире. В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс, изменились методы и формы организации воспитательно-образовательной деятельности. Одной из основных задач ФГОС является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала дошкольников, формирование их индивидуальности, создание оптимальных условий для накопления жизненного опыта.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством организации сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
ФГОС предусматривает быстрый переход к проектированию современного образовательного пространства на основе принципов фундаментальности и культуросообразности. Поэтому задача творческого развития детей является одной из важных на современном этапе. И педагоги, и психологи едины во мнении, что самый правильный путь к развитию творческих способностей дошкольников – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать сюжетно-ролевая игра, так как именно в игре чётко проявляются различные стороны творческого потенциала детей.
Сюжетно-ролевая игра, как никакая другая деятельность, в силу специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность,так как игровая ситуация требует от каждого, вовлечённого в нее, определенной способности к коммуникации, также базовой основы для уточнения его знаний об окружающем. Эти способности проявляются в поиске средств для воплощения игрового замысла, в подборе атрибутов и предметов-заместителей для игры, развитии игрового сюжета, интерпретации ребенком роли в сюжетно-ролевой игре. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы ни замечает того, что он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его поведения, представлений, творческой деятельности.
В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим и объясняются воспитательные возможности игры, которую мы по праву считаем ведущей деятельностью дошкольника. Ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, трудности преодолеваются легче и без напряжения.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она представляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению активных потребностей. С другой стороны игра направлена в будущее, так как в нём прогнозируются, или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
В основе игры как формы организации жизни и деятельности дошкольников лежат следующие положения:
- сюжетно-ролевая игра решает общевоспитательные задачи и, прежде всего, формирование нравственных качеств ребёнка, обеспечивает умственную готовность к творчеству.
- игра, особенно в старшем дошкольном возрасте, должна носить самодеятельный характер и всё более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства, стимулирует детскую инициативу, стремление к познанию.
- важной особенностью игры, как формы жизни, является её проникновение в различные виды жизнедеятельности дошкольника.
Накопленный нами опыт позволяет определить основные этапы работы.
На первом этапе решаются следующие задачи:
- формировать стремления дополнять и углублять информацию и знания, полученные в процессе обучения, посредством наблюдений, экспериментов, художественно- творческой деятельности.
- создавать социокультурную, предметно - пространственную среду.
- анализировать и оценивать игровую деятельность, а так же способствовать её дальнейшему развитию.
Педагогами было разработано перспективное планирование игровых занятий, игровых мероприятий, была создана развивающая среда игрового пространства, состоящая из нескольких игровых центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.
На втором этапе педагоги приобщают детей к исследовательской деятельности, чтобы помочь детям в развитии сюжетов игр разной тематики : показ иллюстраций, фотоальбомов о людях разных профессий, чтение художественной литературы, беседы о профессиях. При составления картотеки сюжетно-ролевых игр учитываются принципы гендерного воспитания дошкольников.
Девочки играют в оборудованной «Жилой комнате», где с удовольствием играют в такие игры, как «Дочки - матери», «Семья», «Салон красоты». К любой новой игре они проявляют повышенный интерес, инициативу и самостоятельность, играют увлечённо, самозабвенно, каждый раз внося что-то новое.
Для мальчиков создан специальный уголок, где находятся космическая станция, уголок МЧС, где с удовольствием играют в такие игры как «Шофёры», «Охранники», «Лётчики», «Космонавты», «Моряки». В таких играх развиваются творческие и умственные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения.
Таким образом, игры позволяют детям реализовать свои желания, интересы, помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Сюжетно-ролевая игра стала неотъемлемой частью жизни и деятельности детей. У них появились, такие качества как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами, и главное ребята научились дружить.
Список литературы.
1. Зворыгина Е. В., Комарова Н. «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры».// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - с. 31-40.
2. Зворыгина Е. В. «Первые сюжетные игры малышей». М. :Просвещение, 2008.
3. Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». - М: Айрис-пресс.
4. Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста – Ростов - на - Дону, Феникс, 2008г., 251с.
5. Манина И. «Наши помощники - игры».// Ребенок в детском саду. - 2007.-№4. - с. 72.
6. «Психология и педагогика игры дошкольника»./ Под ред. Запорожца А. В., Усовой АЛ. - М., 1966.
7. Турыгина СВ., Кугач А. Н. «Игра - понятие многогранное» // Детский досуг. - 2007. - № 2. - с. 83-85.
8. Юрова Л. А. «Играть - развивая, развивать - играя» // Дошкольная педагогика. - Ноябрь-декабрь 2004. - № 6(21).