Чайковская Александра
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное. Театрализованные игры являются наиболее благоприятной средой для развития творческих способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованных игр» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Л. С. Выготский отмечал: «Игра содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего характера» [1; С. 147]. Ведущее положение игры определяется тем, что она удовлетворяет потребности ребёнка в познании окружающей жизни, в обогащении чувственного и жизненного опыта, в общении, установлении определённых отношений со сверстниками и взрослыми. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребёнка [2].
Значимость игры в развитии ребёнка подчё ркивали выдающиеся исследователи: Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. В. Менджерицкая и др. [3;4;1]. Л. А. Венгер подчеркивал: «Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания…В игре развиваются умственные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения» [4; С. 15].
Театрализованные игры являются разновидностью творческой игры, то есть игры, в которой ребёнок проявляет выдумку, инициативу, самостоятельность. В театрализованных играх дети в одних случаях сами изображают персонажей произведений, в других персонажами становятся их игрушки, куклы. Театрализованные игры дают детям возможность подражать любимым персонажам, отождествлять себя с ними, позволяют детям проявить свои индивидуальные особенности. В театрализованных играх происходит развитие произвольного поведения детей, творческих способностей, коммуникативных умений, осуществляется актуализация познавательного, эмоционально-волевого компонентов. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
Коммуникативные действия в театральной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению.
Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.
В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», т. е. выверенные хронологически, логически, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении.
В работе с детьми с нарушениями речи я активно использую театрализованные игры. Так, в 2018-2019 учебном году организовала и провела работу творческой мастерской «Мы играем в театр». Поставленная цель: повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развитие творческой активности детей; задачи: развивать психофизические способности детей (мимику, пантомимику); развивать познавательную сферу детей (восприятие, воображение, мышление, внимание, память); повышать речевую активность детей; формировать коммуникативные навыки детей; развивать творческие способности детей, познакомить детей с различными видами театров.
Участниками творческой мастерской «Мы играем в театр» были дети всей группы (дети с ОВЗ, дети без ОВЗ).
На первом этапе работы с детьми выполняли игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что послужило своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения детей приобрели большую уверенность и управляемость. Дети стали легче переключаться с одного движения на другое, научились самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека. Примеры игровых упражнений:
1. «На берегу моря» (на напряжение, расслабление мышц)
Дети играют на берегу моря. Плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа… Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.
2. «Игра с песком» (на напряжение и расслабление мышц рук)
Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Повторить игру с песком 2-3 раза.
3. «Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища)
Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться – заморило солнце (на выдохе).
4. «Деревянные и тряпичные куклы»
При изображении деревянных кукол, напрячь мышцы ног, корпуса, рук. Делать резкие повороты вправо, влево, при этом тело неподвижно, ступни крепко стоят на полу. При изображении тряпичных кукол расслабить всё тело, короткими толчками поворачивать тело вправо, влево, при этом руки обвиваются вокруг корпуса, ноги поворачиваются, ступни на месте.
5. «Цветочек»
Потянуться вверх, напрячь всё тело до кончиков пальцев («цветок встречает солнце», затем уронить кисти, согнуть руки, расслабить всё тело («цветок завял»).
6. «Незнайка»
Поднять плечи как можно выше, затем дать им спокойно опуститься в исходное положение.
На втором этапе использовали игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи. Примеры игровых упражнений, направленных на развитие дыхания, цель упражнений: активизация способности детей сосредоточивать внимание на дыхании, вырабатывать правильное дыхание.
1. «Часики»
Встать, ноги расставить, руки опустить. Размахивая руками вперёд, назад, произносить на выдохе: «тик-так», 10-12 раз.
2. «Трубач»
Сесть на стул, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «пф-ф-ф», 4-5 раз.
3. «Петушок»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, затем хлопать ими по бёдрам, произнося на выдохе: «ку-ка-ре-ку!», 4-5 раз.
4. «Гуси»
Медленная ходьба. На вдох – руки в стороны, на выдох – руки вниз с произнесением длительного звука «г-у-у», 4-5 раз.
5. «Каша кипит»
Сесть, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втягивая живот, набирая воздух в грудь, сделать вдох, опустить грудь, выдыхая воздух и выпячивая живот – выдох. На выдохе произносить звук «ф-ф-ф», 4-5 раз.
6. «Насос»
Встать прямо, ноги вместе, руки опустить. Вдох и наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят по ноге, произносим звук «с-с-с». Выпрямление – выдох. Наклоны в другую сторону, 6-8 раз.
На третьем этапе перешли к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заучивали тексты, затем разыгрывали их, используя настольный или пальчиковый театр.
На четвертом этапе использовали более сложный вид деятельности – драматизацию рассказов и сказок. Здесь использовали разные виды театров : настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети разыгрывали тексты как актеры, используя маски или элементы костюмов.
К работе творческой мастерской «Мы играем в театр» активно привлекали родителей: родители участвовали в постановке спектаклей, готовили костюмы, проводили с детьми предварительную работу перед театрализацией – читали художественные произведения, беседовали с детьми, разыгрывали диалоги по ролям.
В результате работы творческой мастерской «Мы играем в театр» были решены все поставленные задачи.
Со спектаклем «Как Незнайка сочинял стихи» дети приняли участие в межрайонном инклюзивном фестивале «Счастье в ладошках».
Литература:
1. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Педагогика, 1978. - С. 138 - 284.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2000. - С. 257-311.
3. Поздняк Л. Д. В. Менджерицкая – исследователь игры детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 12.- С. 9-12.
4. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1986. - С. 13-16.
5. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : Сфера, 2003.
6. Выготский Л. С. Психология. - М. : Эксмо- Пресс, 2000.
7. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1.
8. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников : Методическое пособие. - М. : Айрис-пресс, 2004.
9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2000.
10. Лопатина Л. В., Веселовская Л. В. Театрализованная деятельность в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи у дошкольников // Логопед в детском саду. - 2006.- №5.
11. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : Сфера, 2003.
12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. - М. : Аркти, 2000.
13. Трошин О. В., Голубева И. В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушением речевого развития // Логопед. - 2006.