Шундулиди
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Введение
Каждый день человек проявляет способности для улучшения результатов деятельности и уменьшения времени на их достижение: способность достигать цел, быстро понимать, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства, необычным образом, а так же сообразительность и догадливость, - то есть смекалку.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Требуются особые качества ума, такие,как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Диагностика творческих способностей – одна из наименее разработанных областей психодиагностики, что связанно со сложностью исследуемого феномена. Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностями к обучению и редко отражаются в тестах, направленных для определения IQ. В результате их экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность иного рода – порождать необычные идеи, отклоняясь в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью.
Актуальность изучения проблемы диагностики творческих способностей обусловлена ее слабой разработанностью, недостатком диагностических средств, дающих возможность идентифицировать потенциал ребенка.
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования обобщить теоретические положения развития творческих способностей детей дошкольного возраста, разработать дополнительную общеразвивающую программу развития творческих способностей детей дошкольного возраста с учетом результатов диагностики и апробировать ее в экспериментальной работе.
Объект исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- определены теоретические положения рассматриваемого процесса и выявлены особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности;
- определен инструмент для диагностики и выявлен уровень проявления творческих способностей детей дошкольного возраста;
- разработана и реализована в экспериментальной работе дополнительная общеразвивающая программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста в детском саду.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Выявить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
3. Разработать дополнительную общеразвивающую программу развития творческих способностей детей дошкольного возраста с учетом результатов диагностики и апробировать ее в экспериментальной работе.
База исследования: МБДОУ № 179, г. Кемерово.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, ряда параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I Теоретические аспекты развития творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии
1.1 Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Многие люди отождествляют творческие способности со способностями к различным видам художественной деятельности, с искусством, с умением рисовать, сочинять стихи и т. д. В педагогике и психологии понятие творчество чаще всего связывают с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривают его как личностную характеристику. Проблема творчества и развития творческих способностей рассматривалась в работах многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов: Л. С. Выготского, Дж. Гилфорд, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Р. Стернберги др. [20].
Одним из первых исследователей творчества, креативности был Л. Терстоун, который обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению [24]. Дж. Гилфорд была разработана концепция, в основе которой лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как «тип мышления, идущего в различных направлениях» [12]. Концепцию Дж. Гилфорда в дальнейшем развивает Е. П. Торранс [24], где автор акцентирует внимание на креативности как естественном процессе, порождаемом сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности. С. Медник полагает, что в творческом процессе присутствует как конвергентная составляющая, так и дивергентная [13]. Суть творчества, по Меднику, заключается не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы.
Ф. Достоевский считал, что творчество «неотделимо от человека и составляет с ним целое» [32]. Согласно тезису, оно присуще всем в той или иной степени. Оно является неотделимой частью любого человека, как и жизненно важные органы. Творчество помогает людям во многом: найти выход из трудной или нестандартной ситуации, организовать досуг и т. д. Поэтому необходимо развивать творческие способности каждого человека, начиная с младших дошкольников, учитывая не только возрастные, но и индивидуальные особенности.
«Творчество — это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска» [21].
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным; он связан с памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее создавшиеся или выработанные приемы поведения, или воскрешает следы от прежних впечатлений.
Кроме воспроизводящей деятельности, в поведении человека проявляется деятельность комбинирующая или творческая. Такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, является творческой или комбинирующей. Способствует этому мозг человека, обеспечивающий не только сохранность и воспроизводство прежнего опыта, но и комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение [6].
Определения понятий «творчества» и «творческих способностей» рассматриваются с различных точек зрения: педагогики, психологии, математики, философии и т. д. Рассмотрим понятие «творчество», данное в Психологическом словаре [4].
«Творчество (в узком смысле) - это человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность». Комментируя подобную точку зрения, Л. С. Выготский писал, что в таком случае «Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели усовершенствования в области техники».
«Творчество (в более широком смысле) - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)». По словам Л. С. Выготского, «как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [4].
Существует и точка зрения, что «творчество - это любой процесс развития», но такое понимание творчества не идентично понятию «творческой деятельности».
Под «творчеством» мы понимаем всякую практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые для субъекта (в данном случае - для ребенка-дошкольника) результаты.
«Творчество в своем развитии предполагает две стороны - замысел и способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие творчества в той или иной деятельности. Ученые выявили связь воображения, рисунка и игры в дошкольном возрасте и определили способы включения воображения в изобразительную деятельность детей. Основными условиями и механизмами развития творчества в дошкольном детстве являются :
- необходимость самостоятельной предметной деятельности детей;
- обучение детей изобразительной деятельности ведет к развитию творчества, если оно строится в логике развития игровой деятельности и воображения;
- специфические особенности воображения у детей дошкольного возраста связаны с формированием осмысленной моторики» [23].
Данные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста можно отнести не только к изобразительной деятельности, но и музыкальной, литературной, математической и т. д.
Большинство исследователей творческих способностей связывают их с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство - время формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Процесс воспитания и обучения необходимо организовывать и осуществлять таким образом, чтобы оно реализовывало идею развития каждого человека и общества в целом. В связи с этим, особая роль отводится педагогам, которые должны построить образовательную деятельность так, чтобы она стимулировала развитие ребенка не только в соответствии с возрастными, но и индивидуальными возможностями.
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста заключается в том, что педагог должен способствовать и содействовать не только развитию творческих способностей, но и совершенствованию знаний, умений и навыков, расширять объем содержания, учитывая действительные психические и физические возможности ребенка дошкольного возраста, при этом стимулировать собственное творчество детей.
Таким образом, творчество детей дошкольного возраста - это такая деятельность ребенка, в которой возникают новые для него результаты, при этом педагог является помощником, содействуя всестороннему развитию личности ребенка. Творческие способности - это индивидуальные качества и способности ребенка, которые проявляются в умении применить полученные знания, умения и навыки в определенных условиях, в готовности к принятию и созданию чего-то нового.
1.2 Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности
В период дошкольного детства дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание к познанию окружающего мира, поэтому это время благоприятно для развития творческих способностей. Родители и воспитатели детского сада способствуют приобретению детьми опыта, необходимых знаний, поощряя его познавательную активность, тем самым создавая предпосылки для их будущей творческой деятельности.
Творческие способности тесно связаны с понятием «воображение». Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе» [4].
«Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Детское воображение расходится с опытом взрослого человека, поэтому и воображение у ребенка, беднее, чем воображение взрослого человека. В процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости» [6].
Таким образом, творчество присуще и маленьким, и взрослым людям, но сензитивным периодом развития творческих способностей является дошкольное детство. «Сензитивный период» - (от лат. sensus - чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности [28].
Существуют различные виды творческой деятельности : декоративноприкладная и художественно-творческая, где дети проявляют творческие способности. В дошкольном возрасте, как правило, все дети рисуют, но очень мало тех, кто продолжает рисовать к окончанию сензитивного периода. К 15- летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается меньше в три раза.
Важное место в художественно-творческой деятельностизанимает музыка. Дети любят прослушивать музыкальные произведения, повторять музыкальные ряды и звуки на различных инструментах. Основными видами деятельности, в которых дошкольник проявляет творческие способности, - это музыкальная и художественная. С возрастом уменьшается количество людей, способных к музыкальному, а также артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни происходит основное развитие психомоторики. Однако занятия хореографией дети часто начинают тогда, когда сензитивный период упущен, в 4-5 лет. Занятия превращаются в выполнение достаточно сложных движений, лишенных пластики, присущей младенчеству.
Музыкально-двигательные способности активно развиваются в дошкольном возрасте. Сюда можно включить способность воспринимать музыку, чувствовать ее выразительность, способность оценить красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможности данного возраста. Хорошие возможности для развития музыкальных способностей дошкольников созданы в детских садах. Музыкальный руководитель совместно с воспитателем регулярно проводит музыкальные занятия, включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные игры, детские оркестры, праздники, развлечения в детском саду, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми. Музыкальные творческие способности дошкольников развиваются и в процессе широкого использования музыки в бытовой и игровой деятельности.
Одно из условий, развития творческих способностей детей дошкольного возраста - это творческая игра. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Игра для ребенка - это жизнь со всеми удачами и неудачами. В наше время существует множество таких игр: летчики, дочки матери, пожарники, больница, школа, магазин и прочие. Психологи установили, что у 80 % детей самые любимые и интересные игры - творческие.
Еще одно занимающее занятие, способствующее развитию творческих способностей - это театр. Театр — это игра, которую дети принимают с большим удовольствием. Они сами со всей серьезностью распределяют роли, а когда исполнителям понятна идея сказки, они могут по-настоящему войти в образ, самостоятельно находить средства его выражения. Сюжетами служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. В одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других персонажами становятся игрушки.
В конструктивно - строительной игре дети создают предметы «нового» назначения из бытовых предметов: способны из стульев изобразить дом, палатку, поезд. Это зависит от воображения и опыта ребенка. Конструирование бывает техническое, из строительного материала, деталей конструкторов, и художественное, из бумаги и природного материала.
Литературное творчество - еще одно условие развития творческих способностей. Важную роль играют поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык. Связь с движениями — характерная особенность первых элементов словесного творчества в ранний период. Существует большое количество приемов работы со сказкой: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки, сочинение новой сказки.
Способности к музыкальной и изобразительной деятельности проявляются рано. Изобразительному творчеству дети отдают себя полностью, ведь это творение и создание нового. Изобразительная деятельность помогает глубже узнать окружающий мир, а в рисунке, лепке, аппликации ребенок не только отражает окружающую действительность, но и показывает свое отношение к ней.