Каширина Екатерина Анатольевна
Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО
ИСКУССТВА»
Выполнила: воспитатель
Каширина Е. А.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития, формируется личность человека.
Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Поэтому в последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей – упражнения ритмической гимнастики, игрового стрейчинга, занятия хореографией.
Особая роль отводится духовному воспитанию дошкольников. Искусство играет огромную роль в формировании личности ребенка, его эстетической и ценностной ориентации в окружающем мире. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал детей. Решение задач художественного образования, формирования эстетической культуры детей зависит от создания вокруг ребенка широкой эстетически организованной среды, одухотворенной искусством и способствующей его духовному развитию.
Занятия движением, наряду с обучением музыке и изобразительному искусству, должны помочь более целостному восприятию детьми окружающего мира, выражений своих впечатлений в звуке, в движении.
Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, формирует его художественное «я».
Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движение и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразителей язык. Известно, что в повседневном общении люди пользуются не только языком слов, но и языком движений. Каждая «единица» языка движений несет какую-либо информацию, т. е. имеет некоторое значение. Эти содержательные свойства движений сохранились и в танце. Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Становление творческих способностей в танце у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры – трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.
На занятиях хореографии музыка является активным действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти в нужное эмоциональное состояние.
Самое трудное заниматься с маленькими детьми, они не всегда слышат музыку, отвлекаются и, соответственно возрастным особенностям, еще не получают удовольствия от занятий, все их внимание направлено на педагога. Раскрепостить ребенка, заставить его забыть о своей неумелости, помогает создание образных ситуаций (идут гномы, прыгают мячики, летят листочки и т. д.). Уже через полгода у детей появляется интерес к занятию, который проявляется в заявках на любимые упражнения. Когда дети немного освоятся, можно уже направлять свои усилия на качество выполнения упражнений, в первую очередь на достижение слитности с музыкой. Маленькие дети стараются не отстать друг от друга, делать, как другие дети, а старшие же слушают внимательно музыку – музыка подскажет необходимую интонацию движения, его характер.
Художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений, это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, следовательно, в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.
Эмоциональность достигается не только элементами танца, и музыкальным сопровождением, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выра-зительности, овладение языком танцевальных пантомимических движений, тогда танец будет давать положительный эмоциональный заряд дошкольни-кам.
Формирование творчества в танце – очень тонкий, хрупкий процесс, поэтому при обучении детей хореографии стараюсь соблюдать следующие условия:
• на занятиях создавать доброжелательную обстановку, проявлять искренний и чуткий интерес к любым малейшим находкам, успехам своих воспитанников, поддерживать и поощрять их самостоятельность и индивидуальность;
• в процессе обучения использовать игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений;
• воспитывать внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям товарищей, оказывать помощь в преодолении трудностей.
Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие хореографических способностей.
Развитие искусства танца и пластики способствует воспитанию яркой личности, расширению кругозора, созданию особого радостного миро-ощущения – ощущения свободы, красоты, значимости в этом мире, что благотворно влияет на психику ребенка.