Вера Громова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по обучению предметной лепке
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по обучению предметной лепке
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности : рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по обучению предметной лепке» размещена в разделах
Изобразительная деятельность дошкольника как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.
Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, отмечала она, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось. [16;22]
На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. [16;3]
Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку, конструирование. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности.
Во многих философских, психологических и социологических исследованиях рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А. В. Антонова, Э. А. Верб, О. В. Дивненко, Б. Т. Лихачёв, и др.).
Психологические основы проблемы формирования творческой активности дошкольников представлены в работах Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, Д. В. Колесова, Г. А. Урунтаевой и др.
Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, О. П. Радыновой, Е. А. Флёриной, Н. Б. Халезовой, и др.
Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из пластилина, глины, теста. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения материала, освоить основные приемы работы с ними, вызывать у детей желание работать, пытаться передать свои впечатления в работе по лепке, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.
На наш взгляд актуальность вопроса развития творчества с дошкольного возраста очевидна. Развитый ребенок в целом - залог дальнейшего успешного обучения в школе. Но не следует забывать о том, что детский сад как основной «институт» на пороге школы может дать толчок к развитию творчества будущего поколения.
Это подтверждается тем, что работа по лепке в современных условиях педагогического процесса внесена в рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по лепке, а ее роль в творчестве дошкольников недостаточно изучена.
Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью развития творческих способностей и недостаточным использованием педагогических условий с целью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению предметной лепке.
В связи с тем, что наше действительность требует от детей творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления, пытливости, смекалки, инициативы, воображения, фантазии, то можно сказать, что развитие детского художественного творчества является актуальной проблемой.