МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм музыкальной деятельности

Алена Ивачева
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему…»

Джанни Родари.

Итальянский детский писатель, сказочник и журналист.

Творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека, которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм музыкальной деятельности» размещена в разделах

Способности, считал советский психолог Теплов Борис Михайлович., не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. «Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется.

Мы, музыкальные работники, воспитатели, даем толчок развитию творческих способностей детей, которые развиваются в дальнейшем при благоприятных условиях. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, художественное творчество и другие виды искусств., мы поддерживаем и развиваем дальше соответствующие способности

Развитие творческих способностей происходит в дошкольном возрасте, т. к. именно этот период является наиболее сенситивным (чувствительный) и если не руководить развитием ребёнка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными. Пример: Витя Коротченко, Юля Балдакова, Настя Мартынова, Настя Столярова.

Актуальность развития творческих способностей вызвана потребностями окружающего мира и окружающей среды, так как творческий подход необходим во всех видах деятельности.

Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как заставить душу трудиться? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни? Мы с вами ищем пути решения задач музыкально-творческого развития.

Гегель писал: «Человек должен родиться дважды, один раз естественно, а затем духовно».

В становлении личности ребёнка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребёнок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.

«Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.»

«Для разных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребёнка. Примерами ранней музыкальной одарённости могут служить В. А. Моцарт, незаурядные способности которого проявились уже в 3 года, Ф. Й. Гайдн - в 4 года, Я. Л. Ф. Мендельсон - в 5 лет, С. С. Прокофьев - в 3года! Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет.»

Перейдем от известных личностей к нашим детям, и развитию их способностей.

«Развитие музыкально-творческих способностей

детей дошкольного возраста»

На своих занятиях с дошкольниками я использую 4 основных вида музыкального творчества. Это пение, танец, драматизация и игра на музыкальных инструментах. У каждого из этих видов творчества существует множество форм выражения.

Меня всегда волнуют вопросы, как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. Я постоянно ищу интересные, нетрадиционные пути в творческом взаимодействии с детьми.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Изучение теоретического материала различных педагогов и мой практический опыт позволяет сделать вывод:

для того чтобы развитие творческих способностей ребёнка происходило успешно, нужна особая организация занятия, необходимо:

• специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

• на занятиях по слушанию использовать музыку других видов музыкальной деятельности;

«включения» в занятие синтеза искусств, прежде всего изобразительного искусства и художественного слова.

Критерии творчества :

оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры, танца, песни,

быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации,

гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта,

вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Условия для творчества :

Слушание инструментальных и вокальных произведений, беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров голосов, звучания инструментов, их выразительных возможностей — всё это необходимо детям для последующего творчества.

Развитие основных музыкальных способностей детей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

Обогащение жизненного опыта ребёнка яркими музыкальными и художественными впечатлениями, знаниями, умениями и навыками музыкальной деятельности. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления.

Использование на занятиях творческих заданий, упражнений, которые стимулируют потребность ребёнка в воплощении своих фантазий и замыслов.

Предоставление шанса каждому ребёнку для поиска и выявления, индивидуальных для него способов общения с музыкой.

Методически значимым моментом в организации музыкального творчества является подбор музыкальных произведений, составляющих основу для импровизаций. Произведение становится эмоциональным импульсом и эмоциональной канвой, основой для развёртывания игровых сюжетов и образов детской фантазии.

Важной составляющей моей педагогической работы является системное развитие разносторонней и творческой личности ребёнка дошкольного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам музыкальной деятельности через музыкальные игры и импровизации.

Принципы системности работы таковы:

1. Принцип целенаправленности.

2. Принцип систематичности и последовательности.

3. Принцип доступности.

4. Принцип наглядности обучения.

5. Принцип интегрированного подхода.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

7. Принцип адаптивности.

8. Принцип прочности.

Виды импровизаций, которые используются на музыкальных занятиях в нашем детском саду:

инструментальные (чаще всего ритмические,

творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий;

танцевальные (пластические этюды с эмоционально- окрашенными движениями,

осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений; такое овладение предполагает, прежде всего, понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение своё собственное или изображаемого персонажа;

вокальные (педагог начинает песню - дети придумывают концовку; певческие разговоры на заданную тему – один ребёнок поёт вопрос, другой – ответ, например: песенка про сытого кота и голодую кошечку; заранее обсуждается текст диалога, интонации – довольного кота и ослабевшей грустной кошечки). Сочиненные детьми мелодии так же кратки;

драматические (маленькие и лёгкие музыкальные сценки, великолепно развивающие не только музыкальность и двигательную сферу, но и воображение ребят). Удобно и даёт хороший результат использование в импровизациях знакомых сказочных персонажей и поэтических образов из детской литературы и фольклора, что позволяет опираться на образное восприятие ребёнком мира. Например: «Ленивый кот и хитрые мыши», «Мишка-сластёна и пчёлы».

Педагог может проявлять собственное творчество для организации игр-импровизаций с детьми. В дальнейшем это могут быть более свободные композиции или игры с сюжетами, придуманными самими детьми.

В творческой деятельности ребё нка выделяю три основных этапа:

Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше ребёнок, тем большим запасом идей он владеет и проще воплощает изначальную задумку в реальность. Сочинение собственных музыкальных образов и целых композиций часто для старших дошкольников являются отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

Реализация замысла. Она во многом зависит от приобретённых ранее ребёнком умений и навыков музыкальной деятельности. Уметь интонировать, знать способы игры на детских музыкальных инструментах, владеть танцевальными движениями, уметь выразить интонационно определённый текст и т. д.

Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Детям необходимо творить и переживать, чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо “пребывать в ней” - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия.

Анализ творческой работы. Исполнив творческий замысел, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников – следит за их реакцией. Спрашивает: «Тебе понравилось?» (моя песенка, мой танец, инсценировка….). это позволяет ребёнку почувствовать себя не только маленьким композитором, художником, поэтом, режиссером, но и творческой личностью, индивидуальностью.

Этапы моей работы, как педагога, в формировании творчества детей.

Например, я предлагаю детям инсценировать какую-то песню («Раз морозною зимой», «Ай-да бабушка Яга», «Два весёлых гуся» и т. д.).

Первый этап – ориентировка детей в новой для них деятельности. Объяснить, что у каждого своя роль, и каждый должен вжиться в роль. Ребята, изображающие, например лес, поют авторский текст. Персонажи (медведь, лиса, дятел, баба Яга, гуси, бабуся) передают движения, характер и пропевают свой текст. Особенно развивает детское воображение совпадение образного слова, музыки и движения.

Один из эффективных способов вовлечения детей в процесс придумывания - это музыкально-творческая игра : когда ребёнок вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Игровое действие помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить свойства музыки, а затем и действовать с ними. Действия должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае игра становится своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Второй – усвоение детьми способов воплощения музыкально-художественного образа. Обсудить с детьми характеры героев, повадки, интонации. Как это изобразить с юмором. (Какой медведь – неуклюжий, невнимательный, как потом испугался; лиса – как она может кричать и возмущаться. Какая Баба Яга в начале – злая, потом добреет и зовёт всех в гости. Гуси шаловливые, бабуся заботливая и т. д.).

Третий этап – самостоятельное применение детьми усвоенных способов творчества. (Я, как педагог, полностью включаю своё внимание в действие: внимательно слежу и глазами, улыбкой, мимикой подбадриваю ребёнка, жестом, краткой подсказкой помогаю в его самостоятельной творческой работе).

Четвертый этап – проводим анализ самостоятельных творческих проявлений детей. (После исполнения – похвалить каждого, выслушать мнение зрителей, обсудить, что можно было бы добавить ещё в исполнение этого номера).

Показатель правильности системы в работе с дошкольниками – когда ребёнок точнее передаёт характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. При этом основными показателями творческой личности ребёнка является доминирование эмоций радости, интерес и увлечённость к фантазированию, способность быть самим собой, умение слушать своё «Я», преобладание образного восприятия мира, способность воплощать свои замыслы непосредственно в творчестве.

Само по себе творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребёнка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребёнка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, радость, будит творческое воображение.

Работая в этом направлении, и я сама проявляю свой художественный вкус, реализую собственный творческий потенциал, учусь ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, обретаю главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.

К основным формам организации музыкальной деятельности наших дошкольников относятся : музыкальные занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни детского сада. (презентация)

нетрадиционные формы : занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-экскурсии, Занятие-концерт.

интегрированные занятия: музыка - развитие речи, музыка - изо, музыка - труд, музыка - ритмика; а также: занятие - путешествие, занятие - экскурсия, КВН, занятие - игра, занятие - сказка, занятие - концерт.

Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

Мой опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словарного запаса детей, на развитие речевых и творческих способностей детей. У детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее. Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.

Таким образом, богатое разнообразие нетрадиционных форм организации учебного процесса дает возможность каждому воспитателю реализовать свои педагогические возможности, проявить творчество, фантазию, раскрыться самому и открыть для себя своих воспитанников с совсем новой, неизвестной стороны.

ВЫВОД:

Детское творчество, детские находки, детские мысли, - вот что создаёт атмосферу радости на занятиях и праздниках, формирует личность, оптимизирует развитие созидательных способностей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреева, М. Первые шаги в музыку [Текст] / М. Андреева, Е. Конорова. М. : Музыка, 1979.

2. Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой [Текст] / А. Артоболевская. М. : Советский композитор, 1985.

3. Баринова М. Н. О развитии творческих способностей – Л :1961;

4. Ветлугина, Н. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] Н. Ветлугина. - M., 1983.

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С. П. б. : Союз, 1997. – 96 с.

6. Гиппиус, С. В. Тренинг развития креативности [Текст]/Гиппиус С. В. - СПб. ,2001.

7. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М. : 1984. – 206 с.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать» Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм музыкальной деятельности
Опубликовано: 7 января 2023 в 14:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Алена Ивачева (УИ 1651084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД