Ирина Мишакова
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время, как никогда, остра проблема необходимости воспитания творчески активного человека, способного нестандартно и результативно решать новые проблемы. Поэтому перед педагогами стоит задача – формирование творческих возможностей подрастающего поколения. А как это сделать?
Конечно же, через игру. Ведь игра - является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Через игру ребенок воспринимает мир. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт,- все это помогает осуществить театр.
Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Во время занятий театральной деятельностью у детей закладываются основы нравственности, духовности, развиваются коммуникативные навыки детей, лидерские качества, уверенность в себе, артистизм, и главное творческие способности. О важности театрализованных игр в формировании дошкольников писали такие педагоги- исследователи, как Е. А. Антипина, О. Акулова, Н. Ф. Бубанова, Т. И. Петрова. Они считали, что театр является увеличительным стеклом, что именно в нём четко отражаются все знания и умения, полученные из окружающего мира.
К вопросу развития творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность обратились и мы педагоги МБДОУ «Детский сад №106 «Кораблик» комбинированного вида» г. Чебоксары. Свою работу мы начали с сентября 2018 года.
Для достижения целей поставили перед собой следующие задачи:
1. Приобщение детей к театрализованной культуре (знакомить с жанрами театра, обстановкой театра, профессиями).
2. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
3. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
4. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельности.
5. Способствовать самореализации каждого ребенка.
Первым этапом нашей работы было изучение методической литературы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности. На основе изученной литературы, мы разработали и составили план совместной деятельности с дошкольниками и их родителями на учебный год 2018- 2019.
На втором этапе, разнообразили и дополнили предметно- пространственную развивающую среду группы новыми играми и игрушками. При создании среды учитывали следующие принципы:
• Принцип системности;
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
• Принцип новизны;
• Принцип доступности;
• Принцип интеграции образовательных областей;
• Принцип свободы и самостоятельности;
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.
В период второго этапа среда группы пополнилась следующими видами театров :
Пальчиковый театр.
Перчаточный театр.
Театр игрушек Би- Ба- Бо.
Сказки: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Три поросенка», «Маша и медведь».
Театр на фланелеграфе.
Театр теней
Сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка».
Театр на лопатках и ложках.
Сказки: «Бременские музыканты», «Три медведя», «Гуси- лебеди».
Театр эмоций.
Математически театр.
Театр на магнитах.
Театр на коврографе.
Сказки: «Курочка ряба», «Колобок», «Репка».
Театрализованную деятельность мы используем во всех видах деятельности, где это возможно. Так в гости к детям приходят любимые персонажи: на ИЗО - деятельности- Буратино, на познавательной деятельности - Незнайка, во время опытно- экспериментальной деятельности - Фиксики, после чтения художественной литературы мы предлагаем детям обыграть прочитанное. Это и русские народные сказки, рассказы В. Сутеева, шуточные стихи и песенки С. Михалкова и многое другое.
В самостоятельной деятельности, дети с удовольствием импровизируют, используют для своих спектаклей подручные материалы уголка «Ряжения». Так стул становится ширмой, а куклы- артисты и дети- артисты прекрасно взаимодействуют между собой. В старшем возрасте у детей развивается режиссерская игра, и дети выдумывают и инсценируют свои сказки, сами озвучивают героев, поют и интонируют, переделывают известные им сказки на новый лад.
Мы помогаем детям развивать актерское мастерство, учим их основам драматизации в играх и разыгрывании этюдов, использованию мимики и жестов, интонированию. В ходе работы используем следующие методы и приемы:
Развивающие игры;
Рисование, лепка, аппликация;
Беседы;
Мини – конкурсы;
Слушание музыки;
Релаксационные упражнения;
Просмотр мультфильмов, спектаклей.
Во всех наших начинаниях нам помогают родители воспитанников. Они и костюмы придумывают и декорации оригинальные делают. Что может быть интереснее, чем с ребенком сделать что-то чудесное, впечатления от этой работы останутся надолго в детской памяти, как один из ярких моментов в жизни.
Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности подготовили консультации: «Музыкально- театрализованные праздники в детском саду», «Театр дома – учите общаться», «Театр на столе», «Читающий ребенок – читающая нация», «Игры и упражнения, способствующие развитию речи в ходе театрализованной деятельности», «Театр для детей в домашних условиях», «Роль книги в развитии ребенка».
На заключительном этапе работы, была организована театральная постановка по мотивам сказок и историй Г. Х. Андерсена «Оловянный солдатик», в котором приняли участи дети и сотрудники нашего детского сада. Эту постановку ребята продемонстрировали в рамках фестиваля «550 сказок». Все актёры отлично справились со своей ролью, подарили зрительному залу множество улыбок, море позитива, и зарядили положительной энергией на целый день.
Также на третьем этапе, мы представили наш театральный уголок в творческом конкурсе «Лучший театральный уголок дошкольной образовательной организации». Конкурс проводился в рамках празднования 550-летия города Чебоксары, Года театра в России с целью сохранения и развития театрального наследия, формирования у воспитанников ДОУ целостных представлений о театрально-игровом искусстве. По итогам конкурса, мы заняли первое место в номинации «Лучшая презентация театрального уголка».
Проведённая нами работа по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность показала следующие результаты:
• Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.
• Овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
• Через театрализованную игру воспитанники освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
• У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
• Стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
• У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
• Дети стали раскрепощаться и творить.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и мы рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.
Литература:
1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М., 250 с.
2. Махаева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. / М. Д Махаева - М. : ТЦ Сфера, 156 с.
3. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова - М. : Школьная Пресса, 189 с.
4. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа "Театр-творчество-детей»/Н. Ф Сорокина, Л. Г. Миланович. - М., 84 с.