Карапетян Лариса
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Подготовила воспитатель ДОУ Карапетян Л. Б.
Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков и другие).
Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, они воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации.
Одной из важнейших задач на сегодня является создание системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.
Вся работа нацелена на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Дети всех возрастных групп знакомятся с различными видами кукольного театра (театр большой куклы, теневой театр, пальчиковый театр, театр ложек, театр кружек и т. п.). Каждому возрасту соответствует свой вид театра в зависимости от сложности приемов кукловождения и методов их освоения.
Младшему дошкольному возрасту соответствует – настольный театр (театр кукол, театр кружек). Дети обучаются простейшим приемам управлениями куклами настольного театра, также формируется умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
Средний дошкольный возраст знакомиться, и учится управлять верховыми куклами, начиная свое изучение с более легких кукол театра на ложках, постепенно переходя к куклам би-ба-бо. В этом возрасте дети знакомятся с театральной ширмой и обучаются вождению куклы по краю ширмы, не облокачиваясь на неё, что требует выдержки, терпения и определенных мышечных усилий.
В старшем дошкольном возрасте, переход к ростовым куклам «театр большой куклы». Ростовые куклы приводятся в движения при помощи рук и ног ребенка, эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций и импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они передают тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.
В подготовительной к школе группе создан теневой театр.
Яркость и динамика декораций теней оказывает положительное действие на психику ребенка и дает шанс попробовать себя в новой роли, стимулирует тягу к самовыражению. Управление теневыми куклами развивают мелкую моторику, учит координировать движение рук.
Через игру и совместные постановки поэтапно осваиваются различные виды кукольного театрального творчества. Игра способствует не только, формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). При организации работы с воспитанниками, используются театральные этюды, режиссерская игра, игры – драматизации, творческие, дидактические, подвижные и театральные игры. При этом учитываются индивидуальные особенности детей дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников).
Театральные этюды – формируют социальные навыки у детей, это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателями. Методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета.
В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок как «сценарист» и «режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев комментирует сюжет, дети используют разные средства вербальной и невербальной выразительности.
Игры – драматизации – это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений. Они развивают творчество у детей и расширяют театрально–игровой опыт. Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать по ролям, находя нужные интонации. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка. В разыгрывании сказок используются выразительные средства: речь, напев, мимика, движение. Приобретённый во время игры опыт, как показывают наблюдения, воспитанники успешно используют в самостоятельной деятельности, устраивают театр, и сами при помощи игрушек разыгрывают увиденное.
В занятия вводятся персонажи в виде кукол, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения, навыки. Создание игровой мотивации и использование театральных кукол, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал. Появление игрового персонажа удивляет и увлекает детей, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его поручение или просьбу. В образовательном процессе ДОУ применяются плоскостные куклы, куклы би-ба-бо, театра больших кукол. Создание и применение кукол помогает сделать работу с детьми более насыщенной и результативной, способствует развитию творческого воображения, фантазии детей.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы ДОУ: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.